Получи документы

Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста

Галина Хощенко
Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, т. е. все формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются продуктом их переработки.

Публикация «Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок владеет сенсорными ощущениями. Сенсорные ощущения могут быть разными:

Сенсорные ощущения могут быть разными:

- зрительные ощущения, когда ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

- слуховые ощущения, когда ребенок слышит разнообразные звуки – человеческую речь, звуки природы, музыку, шумы города, и учится их различать;

- осязательные ощущения, когда ребенок ощупывает различные по фактуре материалы, ощущает посредством прикосновений, поверхности различных по величине и форме предметов, обнимает близких ему людей, гладит животных;

- обонятельные ощущения, когда ребенок вдыхая учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые ощущения, когда ребенок учится различать на вкус разнообразные продукты и блюда.

Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Считается, что период интенсивного сенсорного развития - именно с трех до шести лет.

В младшем возрасте необходимо проводить занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, так как именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающей среде. В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи.

Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом. С восприятия предметов начинается познание окружающего мира, совершенствование деятельности органов чувств. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В свое время Л. С. Выгодский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на восприятие. Полноценное восприятие является ведущим для успешного овладения многими видами деятельности.

Почему еще важно сенсорное развитие? Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Сенсорное и интеллектуальное развитие психологи оценивают по следующим умениям:

- представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот, выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т. п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами,

- представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть - целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т. п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т. п. ,

- понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета, опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т. д., понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т. д. ,

- понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т. д. ,

- понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т. д. ,

- объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира,

- развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов,

- временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.

Оценка уровня развития ребенка - это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребенка. В оценке развития необходимо быть максимально объективным к умениям ребенка, потому есть риск либо недооценить, а чаще переоценить его возможности. Переоценка возможностей детей приводит к завышенным требованиям, что не дает возможности ребенку быстро добиться успеха. Недооценка его возможностей приведет ребенка, в конце концов, к скуке, ему не будет хватать интереса и занимательности.

Сенсорное развитие невозможно без целенаправленного воспитания, поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов, когда усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

По мнению А. Г. Урунтаевой, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

• является основой для интеллектуального развития

• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром

развивает наблюдательность

• готовит к реальной жизни

• позитивно влияет на эстетическое чувство

• является основой для развития воображения

развивает внимание

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

• влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Итак, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Важным вопросом сенсорного развития являются сенсорные эталоны.

По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Н. Н. Подъяков утверждает, что знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах исследователей и педагогов, (Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.)

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развитием речи. Игры И. Е. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила бы формированию его способностей».

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку и проведению дидактической игры входят:

- Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обогащение знаний; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление ребенка) и др.

• Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы

• Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

• Выбор места дидактической игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу

• Определение количества играющих детей (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально)

• Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)

Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой

Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи

Проведение дидактической игры включает:

• Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)

• Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают)

• Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату

• Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями)

• Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности : ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям.

Воспитателю следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые 3 года. В играх с детьми 4 года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей — до 5-6 и 6-8, усложняются сенсорные задачи — дается подбор деталей по 2-3 признакам, предлагается чередовать разные цвета; разнообразятся геометрические фигуры и т. д.

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Для проведения дидактических игр, направленных на развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста С. Л. Новоселова руководствуется следующими дидактическими принципами:

• планомерностью их проведения (благодаря чему развивается восприятие, речь, накапливаются элементарные знания об окружающем)

• применением наглядности в сочетании со словом

• повторностью (при которой растет активность детей)

• длительностью

• правильной организацией дидактической игры

• правильной организацией детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

С. Л. Новоселова считает, что, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и уровню развития, соблюдается прочное усвоение сведений и умений по сенсорному развитию всей группой.

На основе общей системы сенсорного воспитания Э. Г. Пилюгина разработала занятия и дидактические игры по следующим дидактическим принципам:

• Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ознакомление с цветом, формой, величиной предметов)

• Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей

• Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (обследование величины, формы, цвета предметов)

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе младшего дошкольного возраста.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ частично утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного развития, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать их уровню сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Довольно часто в процессе диагностики старших дошкольников выясняется, что они затрудняются самостоятельно выделить данные характеристики у предметов, а значит, отстают в сенсорном развитии.

Для того чтобы сенсорное развитие проходило регулярно необходимо обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме.

Также отлично подходят для сенсорного развития пособия из серии «Блоки Дьенеша» и разнообразные альбомы-задания к ним. Так, в пособии «Давайте вместе поиграем» ребенок не только закрепляет понятия размера, цвета, формы, но и осваивает их схематическое обозначение, учится характеризовать предмет по выделенным признакам.

Для развития зрительного восприятия хорошо подходят пазлы, мозаики, рамки – вкладыши, специальные дидактические пособия. Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков

Для развития тактильных ощущений нужно, чтобы ребенок познакомился с различными по фактуре материалами. Поэтому в арсенале игрушек должны быть не только резиновые, пластмассовые предметы, но и деревянные, войлочные, соломенные, глиняные, а также изготовленные из тканей. Можно самостоятельно сделать игрушки с различными наполнителями – (горохом, крупой, монетками, ватой).

Список используемой литературы:

1. Книга для воспитателей детского сада «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер;

2. Справочник педагога-психолога, №7, 2015 г., «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития восприятия у детей с различными нарушениями»

3. Методическая разработка по курсовой работе «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;

4. Статья «Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию», Люба Волкова, опубликовано на МААМ РУ 23.11.2013 года;

5. Учебник для студентов средних профессиональных заведений «Дошкольная педагогика», С. А. Козлова, Т. А. Куликова.

Публикации по теме:

Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Доброго времени суток, хочу поделиться с вами моим опытом. Это доклад, который я представляла на районном семинаре «Развивающая предметно.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.

Сенсорное развитие детей раннего возраста как основа умственного и физического развития ребенка Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного,.

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка» Добрый вечер, уважаемые родители! Ребенку исполнилось 3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его.

Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста " Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2018 в 22:33
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД