Маслова Татьяна
Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, также, как и усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Данная работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Публикация «Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.
В нашем детском саду разработана система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушение зрения.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей детей с нормальным и нарушенным зрением.
Задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
3. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
4. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников с нарушением зрения у педагогов.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
создание сенсорного уголка в группе;
игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
фронтальные и подгрупповые занятия;
развлечения;
сенсорный маршрут на участке детского сада;
занятия "Предметы вокруг нас"
занятия "Наши помощники"
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Он предназначен:
1. для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
3. снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
4. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
5. активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
6. повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
При организации сенсомоторного уголка уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Тематика его – «Уголок Познания». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений, используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.
Следующий раздел уголка – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Основные принципы организации уголка: доступность; безопасность; креативность.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно - перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.
Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Так же проводится цикл занятий «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.
На тематической площадке "Оазис" проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды (игры с брызгалками).
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); конструирование из бумаги (оригами); макраме (плетение из ниток, веревок); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой» сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу и др.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Для развития тактильной чувствительности у детей используются различные дидактические тренажеры, игры, пособия.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
«Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
По возможности я использую и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ОВЗ проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Для нашего дошкольного учреждения характерно, что родители являются его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, экскурсии, занятия, участвуют в развлечениях, праздниках. Педагоги провели для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию :
родительские собрания «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;
семинар-практикум «Мы любим, рисовать и лепить»;
конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»;
выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;
практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации в помощь детям с ОВЗ», «Развитие творчества ребенка»;
консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия детей».
Таким образом, сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, способствует формированию полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи, способствует обогащению и расширению словаря.
Список используемой литературы:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005.
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009.
3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2011.
4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002.
5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -- волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006.