Юлия Байчурина
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность дошкольника к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школьному обучению»
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологическая готовность дошкольника к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Описание работы: В данной методической разработке достаточно полно раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», даны рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению. Данный материал предназначен для родителей будущих первоклассников. Будет полезен педагогам-психологам и воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов и психологам школ.
Цель: познакомить родителей с понятием «готовность к школе»
Задачи:
1. Познакомить родителей с результатами обследования детей на готовность к школьному обучению.
2. Познакомить родителей с трудностями, с которыми может столкнуться ребенок - первоклассник
3. Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе в домашних условиях
Ход собрания:
Ребенок идет в первый класс. У родителей в этот период не мало забот: необходимо купить одежду, обувь, ранец, учебники. Но при всех родительских заботах берусь утверждать, что у ребенка – будущего первоклассника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».
Какие же изменения произойдут в жизни детей с началом обучения в школе?
(родители отвечают, психолог записывает на доске и обобщает)
- обучение в школе – новая деятельность (учебная) для ребенка, которая вызывает перестройку всего образа жизни. Ребенок находится в состоянии ожидания: предстоит что-то значительное, но пока неизвестное и неопределенное.
- начало обучения – это большие интеллектуальные нагрузки – необходимо сосредоточенно заниматься в течение урока, запоминать большой объем информации, делать домашние задания.
- необходимо следовать новым правилам поведения, контролировать свои эмоции;
- налаживать контакты с учителем и сверстниками.
- ребенок впервые попадает в условия, когда его знания и успехи оцениваются.
Все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка.
- ребенок в течение 30 – 40 минут должен сохранять вынужденную позу – происходит ограничение двигательной активности – это нагрузка на опорно-двигательную систему.
Чтобы ребенок справился с этими трудностями, он должен быть готов к школьному обучению.
По каким критериям можно определить готовность ребенка к школе?
(родители отвечают, психолог записывает)
Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению?
(ответы родителей)
Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Выделяют такие виды готовности, как физическую, психологическую и специальную.
1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, частоболеющие и физически ослабленные дети, а также дети 6 лет – испытывают трудности в обучении
2. Специальная готовность – умение писать, считать, читать. В настоящее время эти умения и навыки ребенка важны и на начальном обучении в школе.
3. Но прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику.
Важными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и личностная готовность.
Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводилось психолого-педагогическое обследование, с результатами которого вы сегодня познакомитесь. При этом оценивалось наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать, а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.
•Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность)
Результаты диагностики интеллектуальной сферы
Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности :
1. развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них
2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная
3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (запоминаемый материал разделить на части, проговаривать вслух, повторять на следующий день)
4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов
5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.
6. развивайте мелкую моторику рук
• Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться (мотивационная готовность).
Она включает в себя:
- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно -занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- эмоционально-благополучное отношение к школе.
- желание учиться
Но желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и наконец потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника.
Но встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь.
Т. е. каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость.
Результаты диагностики мотивационной сферы.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги.
Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности :
1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии
2. Играйте с ребенком в школу
3. Читайте стихи, рассказы о школе.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
•Эмоционально- волевая готовность – уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока (в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам.
Эмоционально-волевая готовность оценивалась в ходе наблюдения за поведением ребенка во время обследования и на занятиях, беседы с воспитателем и при помощи методик «Графический диктант», «Домик», «Корректурные пробы»
Во время обследования я оценивала, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе;
Результаты диагностики эмоционально-волевой сферы
Рекомендации родителям по формированию волевой готовности :
1. Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца
2. Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность)
3. Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд)
4. Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам.
5. Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.
6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самооценность игры, а не выигрыша.
•Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т. е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив.
Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности
1. Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
2. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
3. Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
4. Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
5. Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
•Изучение самооценки
При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других – общаются с ними. Заниженная самооценка – приводит к неуверенности в себе, повышению тревожности (я не смогу этого сделать); завышенная самооценка порождает конфликтные ситуации с окружающими.
Рекомендации родителям по формированию самооценки ребенка
1. Принимайте ребенка таким какой он ест
2. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
3. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т. е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.
4. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Часто нам кажется, что ребенок с приходом в 1 класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребенок остается все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в это время. В первый год обучения ребенку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдет первый год обучения, будет зависеть учеба в последующие годы.
А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент.