Наталия Константинова
Родительское собрание «Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада.
Прежде чем говорить о чём либо, начнём с того кто такой современный ребёнок и как вообще происходит взаимосвязь дошкольного учреждения с семьёй.
Современный ребёнок — это житель ХХI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени.
Современный ребёнок — маленький гражданин, сознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он не плохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов ХХ века. Эта яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее.
Публикация «Родительское собрание „Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьёй“» размещена в разделах
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев выделил, оказывается, что ребёнок в первые годы не восприимчив к замечаниям, уговорам,советам «чужой тёти» (попутчицы в транспорте, воспитательницы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, а в первые 7-8 лет самое авторитарное-
«Так мама сказала»!; «Так велел папа».
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.
Группа детского сада — как раз то место где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребёнка, в которой ему благополучно и интересно живётся. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Жизнь ребёнка ХХI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
Идеальный детский сад — это тёплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Многие, особенно молодые специалисты рассуждают так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребёнка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребёнка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители : «Ребёнок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близки дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не даёт. В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Всё это возможно, если все воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо так же учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья, и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребёнка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей др.
Задачи воспитания и развития детей пятого года жизни
1) Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность детей.
2) Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
3) Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.
4) Закреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.
5) Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
6) Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.
Педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Так же семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, хозяйственную, воспитательную, игровую в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребёнка 1, 5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», падать дедушки газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребёнку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.
Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так молодой папа учит своего 3 летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей (воспитателей) типа «дрался, кусался», и так далее. Не зрея многие педагоги считали, что семейное воспитание- это прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка дошкольника виды деятельности — игра, общение, со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно — театральная деятельность, детский труд занимает особое место.
Таким образом можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей.