Анна Самохвалова
Родной язык в системе работы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время стало актуальным начинать раннее обучение детей иностранным языкам. На фоне этого у детей стал угасать интерес к своему родному языку. А ведь любовь к Родине, к своему народу начинается с любви к своей культуре, к родному языку, к пониманию и осознанию его собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Публикация «Родной язык в системе работы детского сада» размещена в разделах
Родной язык — это первоначально усвоенный человеком язык (язык «колыбели», язык матери). На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия. С помощью родного языка осуществляется первичная социализация и культуризация личности, ознакомление с нормами, ценностями, традициями своего этноса. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с культурой своего родного языка, поскольку период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.
В качестве основного средства формирования родного языка можно указать народную педагогику. Народная педагогика – система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. Народная педагогика использует такие компоненты, как фольклор, песни, художественное слово (потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки, народные праздники и игры.
Так, в раннем возрасте детям интересны потешки: «Сорока, сорока», «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок золотой гребешок», «Тень – тень, потетень».
Любимым художественным произведением на протяжении всего дошкольного возраста является сказка. Особой популярностью пользуются сказки: «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного. Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Обучая детей родному языку в нашем детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю. Образовательная деятельность с детьми, проведение литературных викторин, речевых игр-викторин («Наш родной язык», «Играй – ка, Угадай – ка», «Красивую речь – приятно слушать», «Знатоки родного языка», «Литературный ринг», литературно-музыкальных гостиных, посвященных творчеству детских поэтов и писателей, помогают нам реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком. В повседневной жизни, помимо воздействия педагога на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
В совместной деятельности с педагогом дети знакомятся с подлинными предметами быта и прикладного искусства, с национальной одеждой народов, с образом жизни наших предков. По ознакомлению с родным языком часто используем игровую деятельность. В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, представления о смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Игра всегда являлась естественным спутником жизни детей, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Народная игра способствует у детей дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда с соединениями с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Используя в работе с дошкольниками народные игры, приходишь к выводу, что в них сохранился колорит обычаев, оригинальность, своеобразие языка. Самые популярные игры в нашем детском саду : «У бабушки Маланьи», «Катай каравай», «Гори ясно», «Колечко» и др.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду; родителям и близким – в семье. Детский сад - это одно из ведущих звеньев в общей системе образования. Ведь чтобы стать высокообразованным человеком, нужно овладеть всеми богатствами родного языка. Литературный язык обладает огромной ролью в формировании правильной устной речи детей.
От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Поэтому организации методической работы с педагогами по освоению норм родного языка в нашем дошкольном учреждении отводится особое место. Проводятся семинары-практикумы («Коммуникативно-деятельностный подход в речевом развитии дошкольников», мастер-классы («Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления»).
В детском саду уделяется большое внимание и работе с родителями по воспитанию любви к родному языку. Ежеквартально организуются заседания Семейного клуба, такие как «Детско-взрослое чтение. Как и что читать детям» в форме круглого стола, «Развитие связной речи детей в семье» (беседа-практикум, «О чем поговорить с ребенком в семье – диалог или монолог» (родительский всеобуч); родительские собрания «Семейное чтение, как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи» в форме аукциона секретов воспитания, «Учим красиво говорить дошкольников: занимательная риторика» (мастер-класс, «Формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функционально грамотной личности» (практикум, а также библиотечный конкурс «Мама-папа-я – читающая семья».
Важным условием развития интереса к книге, родному языку мы видим и в сотрудничестве с библиотекой. Ведь ребенку, чтобы стать читателем, необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочитает, поможет понять, поделится мыслями, возникшими в процессе общения с книгой, откроет ребенку притягательный мир художественного слова. Для воспитателей главной задачей является прививать детям любовь к книге, развивать желание общаться с ней. Воспитать будущего «талантливого читателя» помогают нам экскурсии с детьми в библиотеку.
Таким образом, будущее современной молодежи, детей находится в наших руках – надо изучать родной язык и создавать языковую среду в семье, чтобы дети знали родной язык и говорили на нем свободно. Дети это – будущее народа. Если они выучат родной язык, то смогут передать его своим детям и язык не исчезнет. Отказ от родного языка может привести к трагедии, а вот знание двух и более языков, наоборот, делает человека духовно богаче, успешнее, умнее и счастливее, открывает новые возможности в жизни, так как человек приобщается к нескольким культурам, берет из них для своего развития самое лучшее. Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем.
Список литературы
1. Картушина М. Ю. Русские народные праздники // М. Ю. Картушина, – М. : Творчество центр 2007. – 320 с.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность // А. А. Леонтьев. – М. : КомКнига, 2017. – 142 c.
3 Петров В. М., Гришина Н. П. Весенние праздники, игры, забавы для детей // В. М. Петров., Н. П. Гришина, – М. : 2013. – 81 c.
4. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка //, И. М. Подгаецкая, – М. : Просвещение, 2011. – 105 c.