Лучший педагог года

Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров», на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.

Публикация «Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах

В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.

В процессе формирования навыков декоративного рисования, лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;

-сочетание различных видов изобразительной деятельности;

-включение в ход занятий ИКТ;

-использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа:

- знакомство с промыслами

- формирование навыков рисования и лепки.

На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки).

При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи:

- познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;

- формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;

- развивать умение работать со схемой.

Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

решаются и задачи из других образовательных областей:

- физическое развитие :

формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;

развивать мелкую моторику рук.

- социально-коммуникативное развитие :

формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;

воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.

- познавательное развитие :

формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства;

расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.).

- речевое развитие :

обогащать словарный запас;

развивать диалогическую и монологическую речь;

развивать интерес к устному народному творчеству.

От беседы перешли к практической части:

- учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры: «Узнай по описанию», «Повтори элемент», «Составь узор», «Обведи и раскрась»…. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук, закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии, композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры: «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Узнай игрушку»…. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят ее в развитии речи, мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства, оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов декоративно-прикладного искусства; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству, художественно-творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству. Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.

В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности, скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам:

- ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.

- при знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

- изучая декоративно-прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.

- дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу).

- дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного искусства «Осенний сюрприз»Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного искусства «Осенний сюрприз» Каждый год в дошкольном учреждении проводится выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Осенний сюрприз». Дети совместно с.

Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детейРоль декоративно-прикладного творчества в развитии детей Декоративно-прикладное творчество по своему происхождению - народное искусство,народ создаёт вещи, сохраняет найденную в них красоту и все.

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Культпоход в музей декоративно-прикладного и народного искусства (фотоотчет)Культпоход в музей декоративно-прикладного и народного искусства (фотоотчет) Задачи: Воспитывать интерес к народному искусству; Обогащать художественное восприятие и словарь детей (роспись,.

Методическое объединение «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Методическое объединение «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников». 16 декабря на базе нашего.

Мини-музей народного декоративно прикладного искусстваМини-музей народного декоративно прикладного искусства Мини – музей народного декоративно прикладного искусства. В нашем детском саду одна из годовых задач является «Знакомство детей с народным.

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» Программа кружка рукоделия «Вдохновение» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в МБУ Подростковый клуб «Ровесник». Содержание.

Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2016 в 19:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД