Получи документы

Роль игры в адаптации детей раннего возраста

Марина Корыстина
Роль игры в адаптации детей раннего возраста

Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Публикация «Роль игры в адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новое для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание разных факторов внешней среды.

А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребенка целесообразно в адаптационный период использовать различные игры.

Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей.

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья»

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».

4. Настольно-печатные игры.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Игры для закрепления цвета», «Игры сенсорного развития».

5. Театрализованные игры.

Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. «Веселый Петрушка».

6. Пальчиковые игры.

дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

7. Игры с водой и песком.

Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.

Все эти игры мы использовали в своем групповом проекте по адаптации детей к детскому саду : «Легкое перышко». Целью нашего авторского проекта было помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

А задачи стояли следующие:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

И как раз использование игр разной классификации, помогли детям раннего возраста легче пройти период адаптации к детскому саду.

В проект мы включили работы с детьми, которую распланировали на весь учебный год. В проект вошли:

• пальчиковые игры (Семья; пальчик, мальчик; сороконожка,

• Сказкатерапия (почитай мне сказку,

• Музыкатерапия (детские песенки,

• Сенсорные игры (кубики, мозаика, пирамидки)

• Телесная терапия (обними меня, ладонь в ладонь)

Игры со строительным материалом (конструктор Лего, большой деревянный конструктор,

• Театрализованные игры.

Игры с водой и песком

Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото - газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях. Так же показывали различные слайды и проводились индивидуальные беседы.

Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 81% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19% средняя степень адаптации. Так же и среди родителей наблюдалась повышенная активность в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. (например родителям очень понравились игры с водой и песком, для этого они приобрели в группу столик для экспериментирования).

Из всего этого можно сделать вывод, что все эти игры несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и их родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как подготовить малыша к детскому саду» Часто взрослые задумываются о том, отдавать ли полуторагодовалого малыша в детский сад. Все понимают, что ребенку необходимо общество сверстников,.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 5 июня 2014 в 12:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД