наталья беллендир
Роль музыкального творчества в развитии звуковой и интонационной культуры речи у детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкального творчества в развитии звуковой и интонационной культуры речи у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Модернизация дошкольного образования в связи с введением ФГОС предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Публикация «Роль музыкального творчества в развитии звуковой и интонационной культуры речи у детей с ОВЗ в условиях ДОУ,» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т. к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.
Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.
В содержании коррекционно-развивающей работы основной образовательной программы дошкольного образования отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Одним из средств реабилитации для детей с ОВЗ используемых в СП «Детский сад «Планета детства», является пение. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности: расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного; развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: нарушение слоговой структуры, способствует автоматизации звуков в самостоятельной речи.
Музыкально-дидактические игры, игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой просодики.
В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного.
Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. В работе над дыханием используется показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Полезно также пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным.
При выборе песен для разучивания с детьми логопедической группы желательно обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие характеристики:
Доступное содержание.
Несложная, запоминающаяся мелодия.
Нисходящая мелодия песен.
Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода.
Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый.
Несложный аккомпанемент.
Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т. д.
Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.
В совместной деятельности с музыкальным руководителем нашего ДОУ Назрововой А. П. мы проводим «Игры-сочинялки», формирующие навыки создания творческого продукта (песни или мелодии). В качестве подсказки используются карточки с изображением цветка, бабочки, солнышка, снежинки, сюжетные знакомые картинки, которые лежат за ширмой.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение :
«Можем спеть про всё на свете:
Как резвятся, пляшут дети,
Как зимою снег идёт,
Как в саду цветок растёт,
Как козёл ест лист капустный,
Как нам радостно и грустно,
Спеть про солнышко и дождик,
И про пуговицу тоже –
Мы про всё, что захотим,
Тотчас песню сочиним!»
Проводится беседа (о чём может быть песенка, о чём детям хотелось бы придумать свою песенку). Детям, затрудняющимся в выборе темы, предлагается пройти за ширму и взять карточку-подсказку.
Хочу привести пример ещё одной увлекательной «Игры-сочинялки», которую использовали при проведении совместного развлечения «Масленица-блиноедка». В процессе этой игры у детей формируются умения и навыки подбирать образные определения, укладывать слова в ритм музыки. Развиваются основы стихотворного творчества.
Ход игры:
Педагог исполняет «Польку» М. Глинки и говорит, что ему хочется на эту музыку придумать песенку про блин. Играет и во время исполнения тактов 2,4,6, 8 пропевает: «Блин, блин!» Предлагает детям придумать остальные слова.
Подбирают прилагательные к слову «блин» : жёлтый, круглый, ароматный, вкусный, горячий, масляный, душистый и т. д. подбирают по два слова в строку в ритм музыке :
Жёлтый, круглый блин, блин!
Ароматный блин, блин!
Вкусный и горячий блин!
Масляный, душистый блин!
В течение всего учебного года дети в логопедической группе разучивают несколько песен, но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, мы время от времени их повторяем, устраиваем концерты для детей других групп, воспитателей, родителей.
Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопеда, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от…
2. Журнал Музыкальный руководитель №1 2013г., №2 2013г., №3 2013г.
3. Программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
5. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.