Оксана Казаморова
Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №32»
Консультация
«Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста»
Составила воспитатель
МБДОУ №32
Казаморова Оксана Михайловна
г. Нижнекамск
Республика Татарстан
План:
I. Значение наглядности в обучении математике в детском саду. (принцип наглядности).
Публикация «Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
II. Виды наглядного материала :
1. Требования, предъявляемые к наглядному материалу.
2. Описать, какой наглядный материал есть у нас в детском саду.
а) как мы его используем,
б) как пополняется,
в) как хранится.
Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал ещё Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики» : «… всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются несколькими чувствами».
На ранних этапах обучения особенно большую роль играет принцип наглядности, так как мышление маленьких детей конкретно, и они должны иметь дело с вещами, с предметами, а потом со словами. Для детей дошкольного возраста наглядность выражается в предметах, в непосредственном восприятии жизненных явлений (в процессе экскурсий) или в изображении предметов (в картинках). В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная (это предметы, звуки, движения, подлежащие счету и сравниванию одной совокупности с другой; предметы в различном пространственном расположении, имеющие различную форму, величину и т. д.) и изобразительная наглядность (это карточки с нарисованными предметами в разном количестве, разной величины и формы, при разном пространственном расположении; карточки с геометрическими фигурами разных размеров, разного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; таблицы с изображением состава числа и многое другое). Но в настоящее время в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия, которые способствуют развитию дедуктивного мышления детей.
Использование наглядности в обучении значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых наглядных пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения. В одних случаях воспитатель только направляет наблюдения детей, действия, например, при рассматривании предмета детям предлагается обвести пальчиком геометрическую фигуру, чтобы лучше ознакомиться с её формой («Шар кругленький, катится, а кубик с уголками, они мешают ему катиться», говорит малыш). Иную роль играет слово воспитателя при познании детьми отношений, например количественных. При этом воспитатель направляет детей на осмысление не качества совокупностей предметов, а отношений между ними. Например, на верхней полоске лежат 4 красных кружка, а на нижней – 5 синих кружков. Свои наблюдения дети должны отразить в слове. Поэтому воспитатель ставит следующие вопросы: «На какой полоске – нижней или верхней – меньше кружков? Сколько кружков на каждой из полосок? Какое число меньше какого и какое число больше какого?» и т. д.
Наглядность не самоцель, а средство более углубленного познания мира. Дети, сравнивая множества, учатся считать: 5 кукол, 4 тарелки и т. д. – не для того, чтобы углубить знания о куклах и тарелках, а для того, чтобы научиться абстрагировать числа 5 и 4 от конкретных предметов, осознать мощность соответствующих множеств и взаимно – обратные отношения (4< 5, а 5> 4 на 1 единицу). Следовательно, принцип наглядности обеспечивает большую глубину чувственного восприятия, а чувственное и логическое мышление взаимосвязаны на всех возрастных этапах. Поэтому целесообразны сочетания средств наглядности и слова.
Наглядный материал очень важен на занятии, но должен иметь свои границы. Иногда наглядность может мешать умственному развитию, тормозить его. Например, при изучении нового программного материала по счету. Образец педагога, его показ способа действия играют огромную роль. Но если маленький ребенок усвоил способ действия, то дальнейший показ будет мешать развитию самостоятельности. Поэтому даже в работе с детьми трех лет показ образца становится вредным, когда малыши могут выполнить задание сами, на основе словесной инструкции. На этом этапе образец можно использовать иначе, например, показать его после выполнения задания, чтобы дети сами проверили, так ли они разложили кружки, как им было указано в инструкции, или как представлено на образце.
Итак, используя наглядный материал в обучении детей математическим знаниям, мы должны тщательно продумывать характер наглядности, способ и место его использования. Применяя в обучении принцип наглядности, важно учить детей самих пользоваться наглядными средствами, находить их и применять для контроля и для доказательства своих ответов; например: «7>6, а 6<7 на один» - говорит ребенок 6 лет. Воспитатель предлагает : «А ты, Вова, докажи нам, что правильно говоришь». Ребенок накладывает на фланелеграф 7 елочек и отсчитав 6 грибков, прикладывает под каждой елочкой по 1 грибку. Ребенок должен доказать примерно так: «Видите, я к фланелеграфу приложил 7 елочек и под каждую приложил по одному грибку и под одну ёлочку не хватило грибка. Значит, правильно, 6<7 на один. Таким образом, очень важно, чтобы в процессе обучения осуществлялось взаимосвязь слова и наглядности.
Наглядный материал в каждой группе должен быть двух видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный для работы детей за столами.
Для демонстрации необходимо наборное полотно размером 60х30 см. с двумя полосками для раскладывания на них разных изображений. Для каждого ребенка надо иметь карточки с двумя полосками размером 21х8 см. и в старших группах размером 30х10 см. Для восприятия множеств с помощью различных анализаторов должны быть предусмотрены дидактические пособия: мелкие предметы в виде пуговиц, мелких кубиков, которые отсчитывает ребенок, или нашитые на картон пуговицы, количество, которых он определяет на ощупь. Для установления мощности множества на слух необходимо использовать музыкальные звуки и шумы: удары по музыкальному треугольнику, по бубну, по барабану, стук по дереву, по стеклу, по стене, падение капель воды, бой часов и др. Двигательный анализатор играет не меньшую роль в формировании счетной деятельности и представления о множестве. Очень большое применение находят наборы для ознакомления детей с формой. Геометрические фигуры плоские и объемные должны быть разных размеров. Используются также наборы мелких игрушек для сравнения их формы с геометрическими фигурами.
Для изучения величин используются различные предметы разной длины, ширины, высоты, толщины (ленты, полоски из картона, наборы игрушек: матрешки, бочонки, конусы (пирамидки, коробочки, чашечки. Для изучения пространственных отношений подготовлены специальные наборы пособий, которые используются также при проведении различных дидактических игр, например: «Куда спряталась кукла?» - под шкаф, на шкаф, между двумя стульями и т. д. В нашем детском саду большое применение на занятиях по счету находит фланелеграф.
Для ознакомления со временем в группах имеются часы настольные, песочные, макет – часов, календарь.
В числе пособий имеются мелкие игрушки для счета: целлулоидные, резиновые, пластмассовые, деревянные, из папье-маше и др. Для составления задач используем картины с разнообразным содержанием. Имеются пособия на усвоение размера предмета.
Парные контурные изображения матрешек пяти размеров. Пару составляют две матрешки одинакового размера, но одетые различно: сарафаны и платочки у них разного цвета. Ставим при этом использовании наглядности цель : научить детей фиксировать внимание на размере предмета, отвлекаясь от признака цвета. Задания при этом даем различные. Имеются также пособия на сравнение глубины (литровая банка, пол-литровая, стакан, кружка, чашка из кукольного сервиза). Для сравнения объема жидкости в разных сосудах даем градуированную пробирку.
А также мы широко используем компьютерные технологии. (создаем презентации, развивающие игры и т. д.)
Одним словом в нашем детском саду имеется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, который способствует успешному проведению непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений и развитию умственных способностей детей.
К демонстрационному и раздаточному материалу предъявляются следующие требования: демонстрационный материал служит для показа и работы с детей, вызванных к столу воспитателя, поэтому он должен быть крупного размера, а раздаточный – мелкий. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более успешнее детьми усваиваются знания.
Литература
1. А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»,
2. А. М. Леушина «Обучение счету в детском саду»,
3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. Журналы «Дошкольное воспитание»