Скоробогатова Вера Сергеевна
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение по реализации программы дошкольного образования МОУ «Школа №2 р. п. Новые Бурасы
Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза М. С. Бочкарева»
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме:
«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Воспитатель: Скоробогатова В. С.
2021 год
Публикация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Без прошлого — нет будущего,
Без языка — нет нации,
Без нации — нет культуры,
Без культуры — нет народа.
Организации и проведению народных праздников в нашем детском саду сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу.
Я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Цель: Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. В последнее время интерес к национальным традициям возрос. С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма,
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;
- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка.
большое внимание уделяю традициям и обычаям предков, что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором русского народа.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.
Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение. К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это- «Осенины», «Покров», «Капустник», на «Святках» дети кликали Коляду, славили Рождество, потом встречали широкую гостью Масленицу, закликали солнышко и весну с жаворонками. Использование этих праздников позволяет формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции. У каждого праздника есть свои атрибуты, песни, заклички, игры, хороводы. Народные праздники всегда связаны с игрой. Ни один праздник не обходится, конечно же, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей.
А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знают своё прошлое, и культуру своего народа.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.
Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.
Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это — пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а также считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т. д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях.
Так же неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Анализируя полученные результаты, следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию
Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Рассказываю детям о празднике Покрова, Пасхи знакомлю с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываю о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомимся с приметами приближения весны, знакомимся с обрядами и традициями русского народа.
- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками : филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками. Используются иллюстрации, альбомы из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:
- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.).
- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);
- занятия по интересам;
- организация выставок детского творчества.
Игра, начатая детьми под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуют игру «Семья» сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомлю детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Играем в такие игры как «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.
Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями,которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Провела анкетирование родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством : читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки, участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях.