Марина Донская
Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:
• помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;
• формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
• отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
Публикация «Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
• снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;
• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации :
• выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;
• профессиональная компетентность;
• владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
• определение уровня общения взрослого и детей;
• взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);
• работа педагога по самообразованию;
• самоанализ педагога.
с помощью следующих диагностических методик:
• Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева);
• Тест для определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ;
• Тип темперамента по кругу Айзенка;
• Цветовой тест Люшера (в сокращении);
• Психогеометрический тест С. Делингер
• Самоанализ профессиональной деятельности педагога;
• Анализ развивающей предметно – пространственной среды.
Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого-педагогического сопровождения :
1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.
2. Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.
3. Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.
4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.
5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.
Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.
На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
Список использованной литературы:
1. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.
2. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб. : Речь, 2008
3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.
4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.
5. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с. 1-16