Юлия Николаевна Кузнецова
Роль разных стилей воспитания в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.
Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:
• Демократический (авторитетный)
• Авторитарный
• Попустительский
Демократический стиль воспитания.
Публикация «Роль разных стилей воспитания в жизни дошкольника» размещена в разделах
Если взрослые стремятся обеспечить баланс заботы и автономии, опеки и свободы, последовательно и гибко общаясь с детьми, складывается демократический стиль. Можно сказать, что родители общаются со своими маленькими членами семьи уважительно и на равных. Поэтому имеет место сотрудничество.
Признаки и принципы данного стиля отношений :
1. Выслушивать ребенка, интересоваться его мнением.
2. Объяснять все из взрослой жизни, применительно к возрасту.
3. Быть доброжелательным, а не раздражительным.
4. Быть требовательным, но объяснять причины требований.
5. Учитывать желания дошкольника, объясняя разницу между «хочу», «можно», «надо».
6. Выяснять причины поступка прежде, чем применить наказание.
7. Рассматривать наказание только как уменьшение доли поощрения.
8. Оказывать доверие дошкольнику и поддерживать его уверенность в своих силах.
9. Любить ребенка вне зависимости от конкретных ситуаций.
Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.
Авторитарный стиль воспитания.
Авторитарные родители всегда уверены в своей правоте и всегда точно представляют, что нужно их ребенку. Эта непоколебимая уверенность базируется на следующих стремлениях родителей:
• Ребенок должен добиться в жизни большего, чем они сами.
• Лучше, если есть поводы гордиться своими детьми, чем краснеть за них.
• Нужно помочь ребенку заблаговременно, потому что он может не справиться с возникшей перед ним проблемой.
При авторитарном стиле воспитания главной целью является послушание ребенка и его следование поучениям (указаниям, запретам, заготовленными для несмышленого малыша «умными и опытными» взрослыми.
Чрезмерно строгое воспитание развивает у дошкольников такие черты характера как неуверенность, застенчивость, зависимость. Когда много контроля извне, ребенок совершенно не учится брать на себя ответственность, он вырастает инфантильным. У ребенка есть страх совершить ошибку и быть наказанным за нее, потому что постоянно в голове слова родителей: «Мы же тебе говорили! А ты нас не послушал! Ни на что ты сам не способен…». дети таких родителей, становятся старше, могут восстать против них. Дети с сильным типом темперамента могут в ответ проявлять агрессивность и возбудимость. Дошкольник, бунтующий против авторитарности, демонстрирует упрямство, строптивость, негативизм.
Иной разновидностью авторитаризма является чрезмерная опека. Хотя опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие, этот стиль сковывает полноценное развитие ребенка. Если родители считают своего ребенка таким маленьким и беспомощным, что вместо него нужно собрать игрушки, завязать шнурки, переделать фигурку из пластилина и т. д., то в их глазах дитя выступает «маленьким неудачником».
Но родительская забота не должна быть самоцелью. При таких отношениях у ребенка либо сформируется настоящая беспомощность, либо хитрость и лень, либо протест и агрессивное упрямство.
Таким образом, какие бы родительские мотивы ни лежали в основе авторитарного стиля, подобные отношения только навредят формированию личности ребенка. В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.
В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:
1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.
Попустительский стиль воспитания.
Попустительская позиция взрослых подразумевает отсутствие последовательного воспитания, системы разумных требований и адекватной поддержки ребенка. В одних случаях родители могут проявлять крайне поверхностное внимание малышу, в других – необоснованно «захвалить до небес». Причем, подобные крайности становятся нормой.
Некоторые родители прикрывают свой либерализм и невнимание к детям рассуждениями о ценности полной свободы для ребенка. Но практика подтверждает ошибочность такой позиции. Дети уже в дошкольном возрасте при таком отношении пап и мам проявляют конфликтность и безответственность, зависть к сверстникам, игнорируют нравственные нормы.
Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то попустительский – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:
1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.
Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний. Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях. Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.