Ирина Кондрашова
Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний, который ребенок будет нести всю жизнь. Особенно ответственно нужно подходить к данному вопросу на этапе младшего дошкольного возраста. Ведь именно ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» развития ребенка. Ученными доказано, что восемьдесят процентов знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в дошкольном возрасте, закладываются до трех лет. Определяющую роль на данном этапе дошкольного возраста играет ознакомление со свойствами предметов.
Публикация «Мастер-класс „Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
(Слайд №1)
Развитие восприятия и ощущения окружающего мира создает зону ближайшего развития для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, а именно память, мышление, воображение. Насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее – уровень сенсорного развития ребенка, настолько успешным будет физическое, умственное, эстетическое воспитание детей
(Слайд №2)
Цель: нашего мастер класса.
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию; повысить уровень профессионализма воспитателей
Что же такое сенсорное развитие детей в младшем дошкольном возрасте? В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Выдающиеся зарубежные ученые (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
(Слайд №3)
Сенсорное развитие ребёнка -представление о предметах, объектах явлениях окружающего мира, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
(Слайд №4)
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние (ощущение запаха)
(Слайд №5)
Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются сенсорная сказка.
Слайд (6)
В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети.
Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка. Цель сенсорной сказки – дать ребенку как можно больше разных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Малыш расставляет фигурки так, как ему нравится, придумывает сюжеты и активно готовится к таким взрослым видам творчества, как рисование и сочинительство. С этим занятием можно на какое-то время оставить ребёнка наедине, таким образом он будет играть, развиваясь. В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала.
(Слайд№7 ,8)
Наша сенсорная зона в которой находятся разные игры. С некоторыми я Вас познакомлю.
(Слайд№9.10.11)
Сенсорная сказка :«Разноцветная полянка».
Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику, называть цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку пофантазировать. Наступило лето,пригрело солнышко и на полянке расцвели прекрасные цветы, на их удивительный аромат прилетели бабочки, нужно найти каждой бабочке свой цветок. (бабочки на ниточках)Но вот чудо в листочке, цветочке, в сердечке что то спрятано!
Слайд№12,13)
Сказка «жил был бегемот»
На свете жил бегемот, он был маленький, глупенький и голодный. Мама уходила добывать еду, а он оставался один и скучал. Давайте поиграем с ним и покормим.
Цель : Познакомить детей с плоскими геометрическими формами- квадратом, кругом, прямоугольником, треугольником, закрепить цвета.
(Слайд№14,)
Сказка колобок на новый лад
Жил был колобок. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. А лиса захотела его съесть. Поможем колобку найти дорогу домой.
Цель : развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
Помочь сказочному герою найти путь домой
(Слайд№15 .16)
Сказочные игры с бельевыми прищепками.
Основная цель сказочной игры с бельевыми прищепками- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умение сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
«Что в домике лежит?»
Покажите ребёнку предметы и сложите их в домик. Пусть ребёнок ищет предмет, запустив ручку в домик и опираясь только на ощущения. Если найдёт, пусть расскажет о его свойствах.
Цель : Развивать осязание. Учить ощупывать предметы и называть их.
Волшебный куб
Формирует представления о цвете, величине, форме, развивает мелкую моторику, ощущения, образное мышление, воображение и усидчивость.
Жили-были человечки
Наполнителем может служить различный материал: цветные крышки, различные крупы, макаронные изделия разной формы, фасоль или бобы. Эта игра используется для воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней, помогает закрепить форму и величину предметов, воспитывает усидчивость и терпеливость, снимает эмоциональное напряжение
Сказка теремок
На пальчики героев одеваем, спектакль пальчиковый
мы начинаем.
Пальчиковый театр
это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка,
в которой он сможет сыграть роль любого героя, а также это прекрасный
способ развития мелкой моторики, речи, воображения, ловкости, умения управлять своими движениями
Таким образом, сказка с использованием сенсорики, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.
В заключение хочется подчеркнуть актуальность сенсорного воспитания, помогающего овладеть ребенку способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.