Любовь Каконашвили
Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему: «Роль родителей в
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Автор: Каконашвили Любовь Юрьевна, воспитатель высшей
квалификационной категории МБДОУ №32 Приволжского района
г. Казани РТ.
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы не должны ограничиваться только детским садом (занятиями по обучению детей безопасному поведению на дороге и мероприятиями развлекательного характера).
Публикация «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Большая роль по развитию у детей-дошкольников навыков безопасного поведения на дороге принадлежит и родителям, так как только ежедневные напоминания Правил и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.
Таким образом, работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные дорожные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Родителям нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире.
А. Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам.
Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.
Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.
Работу с родителями можно организовывать в нескольких направлениях:
- на родительских собраниях;
- в индивидуальных беседах;
- через информационные стенды, СМИ, распространяемые листовки и памятки,
Выступление на родительском собрании проводится по плану учебно-воспитательной работы, тема определяется инспектором.
Примерные темы:
- особенности поведения детей на дороге;
- роль родителей в формировании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге;
- как не надо "учить" ребенка Правилам безопасного поведения на дорогах;
- для чего нужны Правила дорожного движения, и что они собой представляют;
- дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов;
- типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения;
- безопасная дорога в детский сад.
-обучение детей безопасному поведению на дорогах сквозь призму возрастных особенностей дошкольников;
Содержание уголков безопасности для родителей.
Уголок может быть оформлен как:
1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества размещаемой информации, но не менее 30Х60)
2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
3. Книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
- «Внимание – мы ваши дети!»
- «Цена спешки – жизнь вашего ребенка!»
- «На дороге может быть и твой ребенок!»
- «Сохраним жизнь нашим детям»
- «Ребенок имеет право жить!»
- «Мы за безопасность детей на дорогах!» и др.
Уголок безопасности (стенд) может содержать:
1. Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе).
2. Основные причины ДТП с участием детей.
3. Сведения о конкурсах и др. видах мероприятий по БДД.
4. План работы агитбригады в детском саду.
5. Фотогалерея (о ДТП).
6. Сменные плакаты по сезонным особенностям погоды.
7. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге :
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
4. Рубрику вопросов и ответов.