МААМ-картинки

Опыт работы «Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Самарина Татьяна Васильевна
Опыт работы «Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей интереса к национальной культуре и традициям. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, любознательностью.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества.

Публикация «Опыт работы „Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации.

Динамику духовного саморазвития дошкольников можно видеть в умении выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим общечеловеческим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности не только для себя, но и для людей.

Основой системы духовно-нравственного воспитания является родной язык. Ведь обучение детей эрзянскому языку таит в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. С этой целью я использую народные традиции в нравственном воспитании дошкольников.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации.

Для приобщения детей к истокам народной культуры, можно выделить следующие направления работы :

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

- давать детям общее представление о республике Мордовия;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, с истоками мордовской праздничной и традиционной культуры.

Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.

Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у младших дошкольников.

Дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у них неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Важным средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические и художественно-эстетические взгляды.

Велика педагогическая ценность сказок в формировании нравственного воспитания дошкольников. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями.

С большим удовольствием дети знакомятся с мордовскими подвижными играми, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Еще с большим интересом пытаются потом поиграть в эти игры самостоятельно. С помощью них проводим физкультминутки. Детям очень нравится.

Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания дошкольников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи :

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

- воспитание личности ребёнка, знающий, уважающий историю и традиции своего народа;

- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Реализация работы по данному направлению в полном объеме возможна только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Проводимые совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что, впоследствии, оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателя и родителей. Педагог и родители действуют сообща, предъявляя дошкольникам согласованные требования, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Семья является главным источником народных традиций, поэтому я стараюсь заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что только в совместной работе и в тесном сотрудничестве можно добиться хороших результатов: родители будут больше проявлять интерес к приобщению детей к национальной культуре, с удовольствием принимать участие в различных конкурсах и совместных мероприятиях. Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться тому, как вести себя в различных ситуациях. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместно проводимая работа с родителями по данному направлению способствует приобщению к национальной культуре родного края, привитию интереса к быту, обычаям и традициям мордовского народа, а самое главное, способствует сохранению родного языка. Дети с большим удовольствием стремятся изучать и узнавать как можно больше о своей малой Родине, о культуре своего народа, его традициях, знать и изучать свой родной язык.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 20:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Роль родного языка в духовно-нравственном воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Самарина Татьяна Васильевна (УИ 1813491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД