Наталья Владимировна Шолохова
Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
План сообщения
1. Проблема нравственного воспитания.
2. Значимость нравственного воспитания.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
4. Научное обоснование использования театрализованной деятельности в области духовно-нравственного воспитания.
5. Содержание театрализованной деятельности.
6. Наличие теоретической базы.
Публикация «Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
7. Задачи духовно нравственного воспитания посредством театрализованной деятельности.
8 Принципы работы по ознакомлению дошкольников с театрализованной деятельностью.
9. Создание условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности.
10. Важность работы с родителями.
11. Вывод.
12. Литература.
«…. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Современные дети быстрее решают задачи, осваивают компьютер, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.
А ведь именно, дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме.
Общая характеристика сущности понятий «духовно-нравственное развитие» и «духовно-нравственное воспитание» личности представлена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) В Концепции отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития – включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок.
За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей решения проблемы нравственного развития и воспитания детей. Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности. Учёные (М. Д. Маханева, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др.) единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности.
Современными учёными обоснованы специфические особенности театрализованной деятельности : одномоментность сопереживания, познавательность, эмоциональность, коммуникативность; живое воздействие художественного образа на личность.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям. Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, которое воздействует на душу ребёнка не только своим духовным содержанием, но и средствами выражения. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки знакомятся с окружающим миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения.
По мнению М. Н. Маханевой, содержание театрализованной деятельности в детском саду отличается большим разнообразием и включает организацию с детьми игр драматизаций, просмотр, постановку различных видов спектаклей; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения, а также в целях социально-эмоционального развития детей. И что важно отметить, если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Но, несмотря на очевидный факт богатейшего образовательного потенциала театрализованной деятельности, на практике часто наблюдается декларирование её роли в формировании нравственной сферы личности и отсутствие условий эффективного её использования в решении задач духовно-нравственного развития дошкольников.
Поэтому, первое, на что мы с вами должны обратить внимание, планируя свою работу по нравственному воспитанию, это то, что содержание всех занятий, игр и других мероприятий должно имеет духовно – нравственную направленность.
Определить верный путь по использованию театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей помогают идеи В. А. Сухомлинского, Е. А. Медведевой, Л. Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности способствующей всестороннему развитию ребёнка.
В настоящее время большим вспомогательным материалом для работы по данной теме являются программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», а так же программа М. Б. Зацепиной «Культурно- досуговая деятельность в детском саду»
Неоценимую помощь в работе оказывают следующие методические пособия:
- Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»;
- М. Ю. Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»;
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет»
- Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина «Семейный театр в детском саду»
-Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»,
-Н. Ф. Сорокина, Н. Ф. Миланович «Куклы и дети» и др.
Задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должны содержать следующие пункты.
* Воспитание гуманных чувств детей :
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
*Воспитание коллективизма :
- формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
-развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
*Воспитание любви к Родине :
- приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
-формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
- воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.
Основой работы по ознакомлению дошкольников с театрализованной деятельностью являются следующие принципы:
- поэтапное включение детей в театрализованную деятельность с учётом возрастных индивидуальных особенностей;
- индивидуально-дифференцированный подход к личности ребёнка;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- сотрудничество с родителями и их участие в предметно-театрализованной среде;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого ребёнка.
При этом, нельзя забывать, что все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, психолога, учителя-логопеда, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию.
В группе должны быть созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности :
1 Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:
- различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски, диски, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок;
- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации;
2 Подобраны специальные тексты;
3 Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
4 В театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.
Нужно проводить выступления старших детей перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Ребёнок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, умению сопереживать.
И ещё, хочется особо подчеркнуть, что высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально — ценностные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Хорошо если в ДОУ проводятся совместные спектакли с участием детей, сотрудников, родителей. Родители должны привлекаются к изготовлению театральных атрибутов, декораций. Роль театрализованных игр в нравственном развитии детей должна обсуждаться на собраниях, диспутах, в беседах. Поощряя любознательность детей, сообщая им знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности. И ещё это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
В заключение мне хочется сказать. Уважаемые, воспитатели, используйте в полной мере огромный потенциал театрализованной деятельности в плане формирования нравственных качеств личности ребёнка. Не забывайте, что театрализованная деятельность, в основе которой заложена игра, максимально созвучная природе ребёнка с фантазированием и сочинительством является одной из самых демократичных, доступных для детей видом искусства. Она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания, делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. Кроме того, театрализованная деятельность повышает нравственную культуру не только воспитанников, но и педагогов, родителей, служит укреплению сотрудничества детского сада с семьей.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой.
Литература:
1. Н. В. Додокина, Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н. В. Додокина //Управление ДОУ, 2005. – № 5. – С. 104–106.
2. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханёва. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
3. Е. В Мигунова, Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Нов Г У имени Ярослава Мудрого /Е. В. Мигунова. / Вели кий Новгород, 2006
4 Интернет - ресурсы.