Анжела Суханова
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме.
В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления. На мой взгляд, формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть разными. Это может быть цикл — беседы, и прикладное творчество, но самое главное, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей и воспитателей). Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Но какие бы формы работы мы не выбирали, без активного участия семьи эффективность снижается. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Возрождение семьи, очевидно, состоит в том, чтобы восстановить те функции семьи, которые помогали нам выживать на протяжении тысячелетий: где мужчина чувствует себя мужчиной, а женщина — женщиной. Семья — это дети, которым и будет передана эстафета жизни. Для решения задач духовно-нравственной направленности педагоги дошкольного учреждения проводят родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания». Какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Прежде чем начать работу в группе, мы пытались изучить отношения родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями религии и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. В группе мы проводим занятия. Поэтапно знакомим с основами православной культуры: через истории, тематические диалоги, иконографию, праздники. Повествуя детям о становлении великого нашего Отечества — Русской Земли. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, детском саду, бережного отношения к окружающим. Личный опыт позволяет утверждать: без Храма, общины, трудно создать ту целебную социальную среду, которая необходима для духовно-нравственного воспитания ребенка. Человек — существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным союзом. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на милосердии.
С первых дней жизни ребёнок в семье устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры родителей воспитанников, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.