Ирина Садковская
Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине. (региональный компонент).
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого показа образовательной деятельности
«Послание от атамана»
Программное содержание: расширить общекультурные и социальные знания детей; формировать целостное представление о малой родине- станице; воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость за казачью станицу, ее богатства, культурное наследие; обогащать обществоведческий словарь детей.
Публикация «Роль русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине, (региональный компонент),» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Предварительная работа: беседы с детьми о станице, о казачестве, о быте русского народа. Просмотр презентации о станице, прослушивание и разучиваниеказачьих песен, поговорок, пословиц, игр.
Цель: формирование любви и чувства гражданственности к родному краю на примере казачьих традиций, обычаев, песен, игр.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Воспитатель.
Да, ребята, Родина- это место, где вы родились и живете. А что вы знаете о Родине?
1-й ребенок.
У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете - есть Родина своя.
2-й ребенок.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей, Для беленькой березки - опушки нет родней.
3-й ребенок.
Есть ветви у листочка, овражек - у ручья. У каждого на свете есть Родина своя.
4-й ребенок.
А там, где мы родились, где радостно живем, Края свои родные мы Родиной зовем.
Воспитатель. Среди просторов нашей Родины есть край, в котором мы живем. Кто расскажет про наш край?
Дети.
Ставропольский край - цветущая земля,
Богатые сады, бескрайние поля.
Край родной, трудись и пой,
В работе, в песне мы с тобой.
Чтоб сады твои цвели, чтоб бился газ из-под земли. 1
Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом, весной и осенью золотой.
Воспитатель.
Молодцы! И в нашем Ставропольском крае есть станица, по улицам которой вы ходите в детский сад. А как называется наша станица?
Дети.
Станица Подгорная.
Воспитатель.
А почему станица, а не село?
Дети. Станица называется потому, что в ней живут казаки. В давние времена царица Екатерина направила казаков на Кавказ, чтобы они охраняли земли от врагов.
Стали казаки дома строить, землю пахать, хлеб растить, земли наши от врагов защищать. Так и появились казачьи станицы.
Воспитатель.
О доблести и смелости казаков говорится в пословицах и поговорках. Кто из вас может вспомнить пословицы и поговорки?
Дети: Казак родился- отчизне пригодился
Казачье братство- милее богатства.
У казаков в бою жизнь общая: одного ранило- всем больно.
Казак без коня - что солдат без ружья.
Воспитатель.
Молодцы! (слышится топот копыт). Ребята, что это за звук? Я сейчас посмотрю. (воспитатель уходит за кулисы, возвращается с донесением).
Ребята, мне сейчас принесли донесение от атамана, в котором сообщается, что сегодня казачий праздник- войсковой круг Терского казачьего войска. И атаман написал нам задания, чтобы мы подготовились к этому празднику и смогли на нем выступить! Итак, первое задание:
1. Мы должны вспомнить русские народные движения.
А какое движение- мы угадаем по ритму, который тут указан, я вам его сейчас прохлопаю. I-I – II-I.
Дети: Ковырялочка.
Воспитатель.
Давайте выполним это движение под музыку.
Второе движение- загадка:
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя,
Замечательная!
Дети:
Это топотушки!
Воспитатель.
Правильно! Давайте выполним это движение под музыку.
Воспитатель.
Третье движение - тоже загадка.
Свои руки широко я распахну
Русскую душу всем я покажу!
Дети: Распашонка!
Воспитатель.
Правильно! Давайте выполним это движение под музыку.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель.
Молодцы, ребята, с этим заданием мы справились! А теперь прочтем второе задание.
-Нужно расшифровать ритмическую цепочку.
Для этого давайте прохлопаем ритм.
Дети прохлопывают ритм в ладоши и угадывают попевку.
Дети: Это попевка «Ставрополье»!
Воспитатель.
Правильно! Давайте споем эту попевку.
Дети поют попевку «Ставрополье».
Воспитатель.
Молодцы. И с этой задачей вы справились!
А сейчас посмотрим в донесение. И тут еще один указ. Дети, послушайте внимательно и скажите, что за песня звучит и кто ее исполняет.
Дети прослушивают музыкальное произведение.
Дети: Песня называется «Моя станица». Исполняет казачий ансамбль «Криница».
Воспитатель.
Правильно! А какие песни этого ансамбля вы еще знаете?
Дети отвечают. («Наш край- Россия», «Люблю я казаченьку», «Ой, блины, блины», «Матушка великая, Россия».
Воспитатель.
Молодцы! А в донесении еще задание. И вы должны сказать, что казаки любили петь больше всего?
Дети: песни, частушки!
Воспитатель.
Правильно! Кто знает казачьи частушки?
Дети исполняют частушки.
1. Мы ребята-казачата
Не умеем мы тужить.
Без частушек-прибауток
Ой, на свете не прожить!
2. Как у нас мальчишек много
Прямо некуда девать!
Когда лошади устанут
Их мы будем запрягать!
3. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
4. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать,
И с девчонками из группы
Обожаю я играть!
5. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой еще! Ух!
Воспитатель. Дети, а давайте споем для гостей вашу любимую песню про казаков!
Дети исполняют песню «Казачата».
Воспитатель.
Ну и какой же казачий праздник без игры?
Игра «Утица».
Воспитатель.
Ну вот мы и выполнили все указания атамана и с гордостью можем выступать на казачьих праздниках. Но, как ни долог вечер, а время летит быстро, пора по группам расходиться.
Выходит девочка с пирогом.
Девочка.
Вот и пироги подоспели, вкусные да румяные. Угощайтесь, гости дорогие! Чем богаты- тем и рады! Милости просим побывать у нас в следующий раз!
Дети уходят в группу.