Бугаёва Лариса Михайловна
Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ.
На протяжении всего периода посещения ребёнком детского сада особое значение имеет знакомство дошкольника с азами музыкального творчества. С самого раннего детства, а именно в группах ясельного возраста ребёнок впервые знакомится с музыкальными моментами занятия, ведь именно в музыкальном зале он начинает петь, слушать простейшие музыкальные отрывки, анализировать услышанное, двигаться в соответствии с тем или иным музыкальным отрывком, а в последствии и самостоятельно музицировать и исполнять на инструментах короткие песенки или целые произведения. С чего же лучше начинать? Незаменима и уникальна в этом начинании русская народная песня.
Публикация «Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Ещё находясь дома, в кругу семьи, малыш часто слышит коротенькие народные попевки. Это и колыбельные, такие как:
Котя, котенька, коток
Котя –серенький лобок
Приди, котя, ночевать
Мою деточку качать
И небольшие припевки:
Ладушки-ладушки
Где были?
У бабушки и т. д.
Поэтому, придя в дошкольное учреждение, для него очень важно окунуться в привычную атмосферу звуков и слов, мимики и жестов. Свои музыкальные занятия я обязательно начинаю с пальчиковых игр,которые тоже в наибольшей степени основаны и имитируют русские народные песни или потешки. Ведь их рифма проста и понятна, а мотив строен и незауряден, не требует особых усилий для воспроизведения. Русские народные песни в группах раннего возраста лучше исполнять «акапелла», т. е. без музыкального сопровождения, так ребёнок лучше улавливает смысл текста, произношение слов, слышит мелодию и метроритм. Русские народные песни очень легко запоминаются, без труда поются, а для начала- проговариваются. Весёлые, удалые можно и нужно сопровождать хлопками, притопами, покачиванием, а затем и усложнять движения.
В группах более старшего возраста на мотив той или иной песни можно придумать свою игру или пляску. Например на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»-
Как мы в руки платочки возмём
И с платочками по кругу мы пойдём
Ай лю-ли лю-ли лю-ли возьмём
И с платочками по кругу пойдём.
И т. д.
В народны песнях очень легко и просто распознать характер произведения. Это или протяжна, грустная, напевная композиция, либо удалая, разухабистая, плясовая, а может и шуточная песня:»Я с комариком плясала»,»Как у наших у ворот» и т. д. В группах среднего возраста дети уже в процессе игр и русских хороводов инсценируют простейшие народные песни. Например» Заинька, выходи», «Ходит Ваня» и т. д.
В этом возрасте ребёнок начинает свою музыкально-исполнительскую карьеру, т е. он пробует себя в роли аккомпаниатора на ударных музыкальных инструментах, помогая руководителю отстукивать ритм пьесы или песни, и при этом знакомится с огромным разнообразием музыкальных инструментов, их диапазоном, звучанием, устройством. На собственном опыте знаю, что детям очень нравится коллективное музицирование той или иной народной композиции. Разучив простейшую народную песню, как например «Ах,вы, сени, мои сени» мы постепенно подключаем к аккомпанементу несложные ударные и шумовые инструменты : маракасы, погремушки, а затем и более незаурядные –рубель,трещётки, веерные ложки и др. На примере исполнения народного репертуара ребёнок не только знакомится с фольклором, но и с русскими народными традициями, обрядами, календарными и духовными праздниками,постигает широту и красоту русской души.
В процессе знакомства с народной музыкой не могу не отметить такой важный элемент постижения народной культуры, как инсценирование разучиваемых композиций. Выучив словарный текст песни, выбираются герои, которые должны в театральной форме показать смысл пропеваемой песни. Дети с большим удовольствием участвуют в подобных мероприятиях, помогая тем самым развиваться ещё и сценическим и театральным качествам. Таким образом, можно сказать, что в одной народной песне можно совместить работу над вокальными данными ребёнка, приобщить его к коллективному музицированию, а так же развивать и театральные возможности дошкольника.
.