Папки-передвижки

Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников

татьяна шумилина
Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников

«Бесконечная, вечная музыка, от которой нам хочется жить…»

(роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников)

Составила:

музыкальный руководитель

Шумилина Т. В.

Публикация «Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в пе-дагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него.

Детство – это период в жизни каждого человека, когда формируется его сознание, ответственность перед родителями, чувство сопричастности к своему народу, ценностное отношение к миру, гордости за свою Родину, любви к ней. Дошкольные учреждения несут огромную ответственность за формирование личности ребёнка, воспитание в нём сознательности, патриотизма, способности строить свои отношения с другими людьми.

В Большой советской энциклопедии слово патриотизм (от греч. patrites — соотечественник, patrs — родина, отечество) определяется как любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - это любовь к природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Чтобы реализовать задачи по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников, необходим комплексный подход, который осуществляется в ДОУ в непосредственно – образовательной деятельности, досугах, праздниках и развлечениях, играх и самостоятельной деятельности.

Несомненно, для формирования в дошкольнике чувств патриотизма, эффективным средством является музыка, которая преобразует его духовный и нравственный мир. Осваивая различные виды музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, слушание, восприятие музыки, музицирование, ребёнок выражает свои эмоции, тем самым показывая свою любовь и своё отношение к семье, природе, к своей Родине.

Для дошкольника понятие «Родина» – это мама, его близкие родные люди, дом, в котором он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его друзьями и воспитателями. Поэтому, начиная с младших групп, в музыкальном репертуаре всегда присутствуют песни на такую тематику, а особенно, песни о маме, ведь всем известно, что нравственно-патриотическое воспитание детей начинается именно с воспитания любви и уважения к маме. Для детей младшего возраста эти песни просты в понимании и непосредственны («Кто нас крепко любит» Арсеева, «Мамочка любимая» М. Михайленко и др., а для детей старшего возраста в них уже выражается гордость за маму, проявление заботы о ней, уважения, чувства любви и привязанности. Потому что мама – это самый лучший в мире друг («Мамочка моя милая» Л. Мельниковой, «Песня о самом лучшем человеке» А. Евтодьевой).

Несомненно, выбор репертуара играет первостепенное значение в вопросе патриотического воспитания детей. Используемая в работе музыка, должна воздействовать прежде всего на чувства и эмоции ребенка, вызывать положительный отклик в душе. Нередко, на занятиях и репетициях к праздникам, при пении песен о маме можно увидеть на глазах у детей слезы. Для меня, как для руководителя, проявление детской чувствительности дорогого стоит, значит цель в работе достигнута.

В воспитании чувства патриотизма у детей очень ценным материалом являются песни о Родине, России. Воздействуя прежде всего на чувства детей, они оказывают влияние сильнее, чем беседы и рассуждения. Такие песни как «Наш край» Д. Кабалевкого, «Моя Россия» Г. Струве заставляют детей не просто вслушиваться в музыку, понимать содержание, а сопереживать, любить свой край. Слушая Государственный Гимн России, в детях воспитывается чувство гордости и уважения к Родине.

Знакомство дошкольников с малой Родиной – это ещё один важный аспект в развитии патриотического воспитания. Дети знакомятся с историей своего родного края, города, улицы. Песни о детском саде, о дружбе воспитывают в детях дружеские чувства, уважение к сверстникам, доброжелательность.

Несомненно, огромную роль патриотического воздействия на детей играет знакомство с народной музыкой, фольклором. Она вызывает большой интерес у них, создаёт хорошее настроение, приносит им радость. Произведения русского народного фольклора, которые используются в работе с детьми, просты, и вместе с тем мелодичны, образны. Поэтому дети их легко и быстро усваивают. Хороводы, пляски, музыкальные игры, шумовые и музыкальные оркестры объединяют детей в совместной музыкальной деятельности, создают у них радостное, светлое настроение. Более того, дети ненавязчиво, и чаще в весёлой игровой форме знакомятся с бытом и обычаями русского народа. А исполнение русских народных песен воспитывает у детей художественный музыкальный вкус, приобщая их к песенному прошлому народа.

С народной фольклорной музыкой начинаем уже знакомиться с младшей группы. Малыши с интересом слушают и пытаются подпевать такие песни как «Ладушки», «Петушок», «Сорока - сорока», «Солнышко» и т. д. А в музыкально – ритмической деятельности, осваивая с малышами основные и танцевальные движения, вновь и вновь обращаемся к народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Пойду ль я», «Калинка», «Светит месяц», и т. д. Русские народные мелодии естественны и мелодичны, потому легко воспринимаются детьми.

На рост самосознания и развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста оказывают проводимые в детском саду народные праздники-развлечения (Колядки, Масленица, так как в процессе подготовки к ним дети узнают много интересного и познавательного о традициях и обычаях своего народа.

Тема «Защитников Отечества» имеет особое значение в рамках гражданско - патриотического воспитания. Она очень любима детьми, потому как в любой семье есть свой защитник – папа, брат, дедушка, тот, кто сильный и смелый. Дети с удовольствием поют песни, «Мы - мальчишки», М. Протасова, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова и др. Характер музыки и содержание этих песен созвучны с желанием мальчишек стать настоящими защитниками своей Родины. С особым трепетом старшие дошкольники относятся к танцевальным композициям и перестроениям во время праздника. Ведь они становятся соучастниками настоящего действия - парада. А торжественная музыка воодушевляют детей, заставляет трепетно биться сердца. Примером этого может служить исполнение танца детьми подготовительной группы на музыку О. Газманова «Вперед, Россия!» на празднике, посвященном 23 февраля. Участниками действия стали не только дошкольники, исполняющие танец, но и дети - пассивные слушатели, которые по зову сердца в один миг превратились в хоровой коллектив, подпевающий песню.

Празднование Дня Победы стало традиционным в детском саду для детей старших групп. И музыка здесь играет, конечно же, важную роль. Дети с волнением слушают и исполняют песни о войне, защитниках Отчизны. Такие песни как «Священная война» А. Александрова, «Офицеры» О. Газманова, «День Победы» Д. Тухманова, никого не оставляют равнодушными.

Атмосфера праздников и развлечений, проводимых в ДОУ, (Мамин день 8 Марта, День Защитников Отечества, календарные и тематические народные праздники, День Победы, День Российского Флага) надолго остаётся в памяти детей и способствует формированию у них гражданских и патриотических чувств.

Применение информационно-компьютерных технологий - синтезатора, позволяющего сделать современную оранжировку мелодии, компьютера, различного рода презентаций позволяет детям с интересом включаться в образовательный процесс, развивает интеллект, воспитывает у них ответственность и самостоятельность при получении новых знаний. Познавательные презентации в сочетании с музыкальным сопровождением, вызывают у детей эмоционально-положительный отклик в их душах, доставляют огромную радость и восторг.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках в ДОУ.

Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т. д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.

От нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Литература:

1. Аглиуллина И. И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003

2. Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям. // Детский сад от А до Я. 2005, - № 6

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов – М. : Просвещение, 1983г.

4. Виноградова Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983

5. Дошкольникам о защитниках : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. – Москва : Сфера, 2006. –

6. Михеева Л. Н. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания.

Публикации по теме:

Консультация «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» ГККП «Ясли-сад №16» Содоклад «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» (№ 3педсовет-2017г.) воспитателя старшей.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников «Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников». Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем,.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.

«Способы патриотического воспитания дошкольников». Консультация для родителей Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.

Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.

Принципы патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, поскольку любовь к Родине, преданность.

Рекомендации по реализации гражданского и патриотического воспитания дошкольников Ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в формировании патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 18:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД