Получи документы

Семейные отношения родителей и детей с заиканием

Анна Иванова
Семейные отношения родителей и детей с заиканием

Аннотация.

Доклад на тему: роль семейных отношений в жизни детей с заиканием. В докладе, исходя из анализа специальной литературы, раскрывается значение и проблемы отношений в семьях, воспитывающих детей с речевым нарушением, а именно с заиканием. Раскрывается понятие о заикании. Кратко разбираются психологические особенности родителей и влияние их особенностей на личность заикающегося ребенка, а также основные типы воспитания. В заключении описаны основные аспекты, которые необходимо учитывать при определении роли семейных отношений на интенсивность речевого дефекта.

Публикация «Семейные отношения родителей и детей с заиканием» размещена в разделах

Ключевые слова: логопсихотерапия, заикание, личностная реакция родителей на заикание, фиксированность ребенка на заикании, гармоничный и деструктивный тип семейного воспитания.

Семья как объект научного изучения давно рассматривается в социальной психологической, педагогической и др. областях. Проблема воспитания в семьях с заикающимися детьми в настоящее время очень актуальна. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых[5]. Наиболее подробное изучение этот аспект получил в области семейной групповой логопсихотерапии – особой социореабилитационной системы преодоления логоневроза у детей, подростков и взрослых. Основным принципом указанной системы является необходимость включения родителей и родственников в активное участие на всех этапах восстановительного процесса [3].

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах[2].

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода "поломкам". Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание[6].

Заикание проявляется не только в нарушении темпа и ритма речи, но и на всех уровнях общения: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Поэтому психологическим следствием влияния заикания при затяжном его течении и сильной степени выраженности запинок выступает нарушение речевого общения, а в дальнейшем – затруднения в установлении широких социальных контактов, в личностной и учебно-профессиональной самореализации. [3].

В основе личностных реакций родителей на заикание детей лежат психические состояния родителей. Интенсивность проявления личностных реакций, таких как: тревожность, чувство собственной вины, растерянность, ощущение полной беспомощности, разочарование, депрессия и утрата надежды после очередной попытки «излечить» ребенка. – зависит от степени фиксированности ребенка на своем заикании, которая определяется возрастом, индивидуальным восприятием, но в основном – неправильным отношением родителей к возникшему заиканию, а впоследствии – окружающих людей к личности заикающегося ребенка в целом [4]. Основная роль в преодолении заикания у детей и подростков принадлежит семье.

Возникновение заикания у ребенка является большим стрессом для родителей, особенно, если они молоды и неопытны. Заикание вызывает различные реакции как у родителей, так и у самого ребенка.

Кругликова Анна Юрьевна так классифицирует различные реакции родителей на заикание :

заикание как наказание за «грехи» или как незаслуженное наказание («не знаю, за что нам такое наказание?»);

заикание как болезнь, врожденная слабость организма, которую нужно лечить и от которой можно избавиться медицинскими средствами посредством врачей («он заикается, потому что очень слабенький»);

заикание как препятствие, которое необходимо преодолеть («чего мы только не испробовали, все делали, это последняя надежда»);

заикание как собственная ущербность, «пятно» на семье («у нас такая благополучная образованная семья, ни у кого нет заикания и вот…»);

заикание как проявление протеста или дурного характера ребенка («может же говорить хорошо, когда хочет»);

заикание как миф, ему не придается никакого значения («мало ли какие трудности бывают у детей, само пройдет со временем»).

Каждое из представлений зависит от личных особенностей родителей и является основой для эмоционально-личностной реакции родителей на заикание ребенка. [4]

Под влиянием характера родительской реакции формируется и личная реакция самого ребенка, который часто склонен повторять то, что считают о его заикании родители. Также реакция ребенка на свой речевой дефект зависит от семейного воспитания. Выделяют два основных типа воспитания в семьях: гармоничный и деструктивный.

При гармоничном типе воспитания межличностные отношения между супругами основываются на взаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являются доброжелательность, ответственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизни создает положительное впечатление. В воспитании ребенка оба родителя принимают равное участие, при этом налицо желание воспитывать и развивать ребенка всеми доступными способами. Воспитательный климат семьи таков, что совершенно очевидно наличие определенной педагогической системы: родители в полной мере осознают стоящие перед ними задачи и разумно используют методы поощрения и принуждения в воспитании. Они тонко чувствуют и хорошо знают особенности своего ребенка, поэтому вполне адекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в реализации требований можно назвать конструктивным, организационным и коммуникативным.

Деструктивный тип воспитания основан на непонимании родителями друг друга как по основным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание родителями ребенка очень различно. Основные принципы семейных отношений сформулировать непросто. В целом стиль и фон семейной жизни носит отрицательный характер. Причиной семейных переживаний, обусловленных своеобразным характером отношений как родителей между собой, так и к ребенку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания в семье. Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным, так как полностью отсутствует какая-либо педагогическая система. Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Подготовленность родителей к воспитанию ребенка можно считать невысокой: имеют место отсутствие знаний об особенностях ребенка и неадекватность оценки его поведения. Воспитательный процесс и психологический климат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. [1]

В первом случае правильно выстроенные отношения с ребенком способны выступать средством преодоления логоневротического нарушения или предотвращением усиления заикания и возможных рецидивов. Во втором – деструктивные отношения приводят к тому, что к подростковому возрасту формируется парадоксальная ситуация: наличие выраженного страха речи (логофобии, проявляющегося задолго до момента общения, на фоне легкой степени заикания.

Таким образом семейные отношения могут оказать влияние на коммуникативный, интерактивный, перцептивный уровень общения ребенка с заиканием. Из текста следует, что личные реакции родителей на заикание зависят от психических состояний родителей, их осведомленности о данном нарушении, молодости и неопытности, оказывают существенное влияние на интенсивность речевого дефекта, его устранение или усиление. Подводя итог можно сказать, что на степень фиксированности ребенка на заикании влияет : стаж заикающегося или возраст, индивидуальное восприятие, отношение родителей и окружающих людей к его заиканию. Следовательно, семейное воспитание является основой воздействия на развивающуюся личность ребенка и соответственно зависит от типа воспитания в семье, которые могут различаться своей гармоничностью или деструктивностью.

Список литературы:

1). Араканцева Т. А., Бобылева И. А., Дементьева Н. Ф., Заводилкина О. В. ; Под общ. ред. Ивановой Н. П. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми-инвалидами: Научно-методическое пособие / —М. : ГосНИИ семьи и воспитания,2004.-128 с.

2). Власова Н. А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974, - №7. - С. 82-85.

3). Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 200 с.

4). Кругликова А. Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива. Дис. канд. психол. наук : 19.00.13 Ростов н/Д, 2006.- 224 с.

5). Меньшикова С. В. ,. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. Казань, "Лиана", 1999. — 95 с.

6). Парамонова Л. Г. ,. Логопедия для всех. СПб. : Питер, 2004.– 352 с.

Публикации по теме:

«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Моя семья. Семейные традиции» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Моя семья. Семейные.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием «Поезд знаний» . Итоговое родительское собрание. В занятии принимали участие как дети так и родители. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе» Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему "Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возрастаУчёными давно.

Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования На фоне разработанности проблемы общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы.

Семейные традиции. Круглый стол для родителей Круглый стол «Семейные традиции как способ гармонизации детско - родительских взаимоотношений в семье» “Счастлив тот, кто счастлив.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей «Сохраняем семейные традиции» "Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному городу,к родной речи-задача первостепенной важности и нет необходимости это.

Совместный праздник детей и родителей «Весёлые семейные старты» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные отношения родителей и детей с заиканием
Опубликовано: 19 августа 2016 в 08:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД