Инна Бакланова
Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в патриотическом воспитание ребенка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С. Лихачев
Публикация «Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка» размещена в разделах
Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание духовно-нравственной личности, человека, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому события, которые происходили или происходят в мире, они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, местности в которой он живет. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает младшим школьникам осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний, усвоить идею, что история страны пишется ее гражданами.
В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребенка. У детей не четкие, неясные, несформированные представления о семьи, об уровнях ценности семьи. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Безусловно, в семье дети получают первые уроки патриотизма. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Родители передают им свое восприятие жизни : свою любовь к природе, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.
Работа по приобщению младших школьников к семейным традициям и традициям школы включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей и детей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании. Так, учащиеся на базе музея или проектной деятельности могут выполнить исследовательскую работу: «Семейные традиции», «Генеалогическое дерево», «Герои-земляки», «Война в истории моей семьи», «Мой героический дед», «Их именами названы улицы нашего города» и т. д.
Задача педагога в этом случае – организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциал