Лучший педагог года

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (из опыта работы)

Черкасова Диана Владимировна
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (из опыта работы)

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей

среднего дошкольного возраста.

Публикация «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (из опыта работы)» размещена в разделах

2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Ход:

Речевые нарушения у детей – это серьезная проблема нашего времени. Нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания. Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, может затруднять обучение в школе.

На экране вы видите факторы развития речи ребёнка, как вы считаете, от чего зависит успешное речевое развитие ребёнка? (выберите правильный ответ, докажите, приведите личный пример).

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста

Общение ребёнка со сверстниками

Строение артикуляционного аппарата

Речь взрослых (как образец для детей)

Развитие мелкой моторики

Чтение детям художественной литературы

Игры ребёнка с взрослыми и сверстниками

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного «проводника» в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе, основным является уголок «фотовыставка». Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3. Строение артикуляционного аппарата.

От того, как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, поскольку более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики напрямую связано с речью.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Игра ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Развитие речевого дыхания.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности).

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь человека представлена 5 направлениями:

Звуковая сторона речи

Лексика

Грамматический строй речи

Словообразование

Связная речь

Для семейного общения, речевого развитие ребенка, не менее важно проведение речевых игр, упражнений, заданий.

1. Звуковая сторона речи: артикуляционная гимнастика (для укрепления мышц языка, постановки звуков); игры на развитие фонематического слуха («Кто на чем полетит», слоговая структура слова («Прошагай слово, прыгни на скакалке» и пр.).

2. Лексическая сторона речи: «Назови одним словом»; «Несоглашалки» -упражнять в подборе слов – синонимов (близких по смыслу, слов–антонимов (противоположных по смыслу, слов – паронимов (схожих по звучанию) (Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко. На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег. После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый); «Объяснялки» - обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам (задаем ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т. д.)

3. Грамматический строй речи: «Чей хвост?», «Скажи сколько?»

4. Словообразование: «Скажи ласково», «Из чего сделано?», «Назови детенышей»

5. Связная речь: «Кто за кем»

Расположите несколько игрушек друг за другом – это звери идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверям имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: звери бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверей в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее: если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос; можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.

«Поговорим» Возьмем два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки –все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуем на них глазки и ротик. Начнем разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей. В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.

Причины речевых нарушений :

- ухудшение экологической обстановки;

- особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;

- увеличение числа патологий беременности;

- увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины

Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, что в свою очередь, задерживает развитие движения артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щёк и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывая» его из одной щеки в другую

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

Свое выступление хочу закончить словами К. С. Аксакова,

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (из опыта работы)
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 12:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД