Елена Гончарова
Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
3-4 сл.
В МДОУ «Д/с №23» я работаю с 1995г. Имею высшее образование, ТГПИ. В должности учителя-дефектолога работаю с 2006г. В 2006г. прошла курсы повышения квалификации «Проектирование музыкальной и коррекционной деятельности в ДОУ». В 2010г. была аттестована на первую квалификационную категорию. Работала по проблеме «Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».В настоящее время возрос вопрос к исследованию отечественной специальной педагогики и психологии, в частности к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих различную степень выраженности нарушений интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом количества детей с проблемами в интеллектуальном развитии, а также появлением вариативности организации их воспитания и обучения в условиях семьи и в специальных дошкольных образовательных учреждениях. В результате многочисленных исследований особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проблема сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела актуальность.
Публикация «Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
5 сл.
«Каждый человек имеет право на образование»,- так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с интеллектуальной недостаточностью.
Разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как своеобразной сенсорно-перцептивной деятельности.
Цель данной проблемы:
- исследование особенностей развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
- разработка системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на развитие сенсорного восприятия.
6 сл.
Задачи, поставленные для реализации данного исследования.
- изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в общей и специальной психолого-педагогической литературе;
- исследовать особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью;
- разработать систему коррекционно-воспитательной работы, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
7 сл.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов: внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой стороны- оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
8 сл.
В настоящее время существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников являются :
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
- обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия;
- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений;
- усвоение необходимой сенсорной базы;
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- преодоление отклонений в сенсорном развитии.
На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, в которой учитываются как особенности аномального развития, так и то специфическое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка.
9-13 сл.
Возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребенка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приемов работы, методическое и кадровое обеспечение. Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. При систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой как медицинской, так и психолого-педагогической. Причем важно не просто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского обследования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении. Для этого надо знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. И в этом большое практическое значение имеет психолого-педагогическая диагностика.
14-15 сл.
По результатам изучения специалистами особенностей развития ребенка дефектолог заполняет «Карту динамики развития ребенка», проводит диагностику уровня развития детей на начало и конец года.
16-18 сл.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию направлены на развитие :
- зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины, пространства)
- слухового восприятия (развитие неречевого слуха,развитие речевого слуха)
19-23 сл.
Все занятия, связанные с развитием восприятия и представлений, должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом. На занятиях дети учатся выполнять простые действия с предметами; производить выбор цвета, формы, величины по слову, по образцу; формировать зрительную и слуховую активность; развивать координацию движений под зрительным и осязательным контролем; воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре.
14-24 сл.
Для занятий с детьми целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек:
- игрушки для нанизывания (предназначенные для сбора пирамид);
- геометрические тела (шары, кубы, призмы и пр., предназначенные для прокатывания, для выполнения по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
- геометрические фигуры-вкладыши, предназначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме;
- небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных).
Кроме того, можно использовать модификации досок Сегена и Монтесори как материал для проведения тренировочных упражнений.
25-30 сл.
В работе с детьми, при составлении планов я использую общую и специальную психолого-педагогическую литературу: Войлокова, Забрамная, Пилюгина, Ремезова, Стребелева, «Школа Монтессори".