Папки-передвижки

Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка

Мария Дмитриенко
Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка

Использование народных сказок – это благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.

Публикация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка» размещена в разделах

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть

эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и М. Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом

личности ребенка. Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М. А. Этого же мнения придерживается и В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения,

умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике.

Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь - самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственная сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка,

показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить

в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.

Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В. А. Сухомлинский, - ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.

В свой проект я включила три сказки : «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Крошечка - Хаврошечка».

Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Проект «Сказка ложь, да в ней намек…» включает в себя такую сказку. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной. Легко усмотреть в этой сказке неправдоподобие : где это видано, чтобы петух ходил с косой? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Дети с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке. Больше всего их занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки. С радостью они воспринимают счастливый конец сказки.

Через сказку «Заюшкина избушка» я подвожу детей к пониманию ценностей поведения человека, к выявлению системы оценок в категориях «хорошо – плохо». Самые элементарные и в то же время самые важные представления (об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности) ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.

В своем проекте я уделяю внимание судьбе героев, поставленных в

близкие и понятные ребенку обстоятельства. Действие в таких сказках часто

совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со

двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась, и братца унесли гуси-

лебеди («Гуси-лебеди»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Крошечка – Хаврошечка»).

В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Реализуя свой проект, я думаю, дети убедятся, что в сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

Публикации по теме:

«Баба-Яга — хозяйка Хутора Диканька»«Баба-Яга — хозяйка Хутора Диканька» . Сказками увенчан, как цветами. Строк его внушали благодать. Наши папы, бабушки и мамы Брали сказки в детскую кровать. Открываю том его.

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 12:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Мария Дмитриенко (УИ 193276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД