Алена Григорьева
Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Публикация «Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т. д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира. В сказке черпаются новые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети.
Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением
Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.
Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки
Развивая воображение и мышление детей необходимо придерживаться принципов:
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.
Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:
1. Развитие творческого мышления ребёнка.
2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
3. Развитие фантазии и воображения.
4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
5. Развитие эмпатии и умения слушать (т. к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.
2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С. 68.
3. Богомовская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
4. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С. 45.
5. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1976.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
8. Грищенко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.
9. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.
10. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С. 43.
11. Дьяченко А. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.