МААМ-картинки

Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста

Алена Григорьева
Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Публикация «Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т. д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира. В сказке черпаются новые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением

Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.

Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.

Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки

Развивая воображение и мышление детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.

Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие творческого мышления ребёнка.

2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).

3. Развитие фантазии и воображения.

4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.

5. Развитие эмпатии и умения слушать (т. к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.

2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С. 68.

3. Богомовская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.

4. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С. 45.

5. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1976.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

8. Грищенко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.

9. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

10. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С. 43.

11. Дьяченко А. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.

Публикации по теме:

Сказка о малыше божьей коровки Видео Мир детства рядом с нами. Когда-то он был и нашим миром, но мы выросли, и назад пути нет. Но иногда так хочется туда опять попасть. Мир.

Театрализованная деятельность в старшей группе. Постановка сказки «Дюймовочка»Театрализованная деятельность в старшей группе. Постановка сказки «Дюймовочка» Неделя театрализованной деятельности в детском саду. Постановка сказки "Дюймовочка" Цель: развитие творческих способностей детей средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 14:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в развитии воображения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Григорьева (УИ 29358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД