Лучший педагог года

Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников

Людмила Денисова
Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников

Тема моей работы выбрана не случайно, деятельность в данном направлении помогает решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Публикация «Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников» размещена в разделах

Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.

Методика сказкотерапии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Существует немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и несерьезное отношение, они считают это «детским» методом. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение.

Таким образом, на мой взгляд, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Для выявления уровня тревожности своих воспитанников я провела исследование, в котором принимали участие дети 6 лет. Из ни мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек

Исследование проводила с помощью следующих методов:

1. Проведения у детей теста тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности».

Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную» нагрузку.

В целях профилактики дошкольной тревожности, организовала и провела родительское собрание на тему «Детская тревожность».

Главной целью было - обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родителей ознакомила с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предложила компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также предложила рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать.

Для работы с тревожными детьми я выбрала способ– сказкотерапия через программу «Сказочная шкатулка» с применением куклотерапии.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника.

Для создания игровой сказочной атмосферы, был внесен сказочный персонаж –Антошка. В общении с куклой у детей проявляются те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

В основу данной программы положены занятия, которые строились по принципу концентричности по трем циклам.

Занятия первого цикла были направлены на снижение уровня тревожности через :

1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;

2. обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;

3. обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

При этом вводимая взрослым роль-образ помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая при этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.

Занятия второго цикла направлены на снижение уровня тревожности через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. При этом ребенок вначале наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их.

Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

На занятиях каждого цикла я рассказывала сказку. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла ребенок выполнял движения за мной. В ходе последующих циклов придумать движения предлагалось самому ребенку.

Если дети затруднялись одновременно придумывать продолжение сказки и его изображать, то я включала движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях я сама изображала сюжет, придуманный ребенком.

По желанию детей были включены в занятия элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети «рассказывали» понравившиеся им сказки другим детям.

Форма организации коррекционных занятий групповая. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего было проведено 10 занятия (одно, два в неделю).

Основные принципы моей работы:

• позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;

• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок.

Были использованы методы и приемы:

• Чтение сказок.

• Работа над сочинением продолжения сказки.

• Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

Арттерапия: рисование.

Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

4. Заключение.

Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, мне удалось снизить уровень тревожности у детей выпускной группы дошкольного учреждения. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии» На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 10:46
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД