Хачатурян Анна Георгиевна
Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В наше современное десятилетия ведущим стал принципиально иной подход: игра
рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился
и отношение на позицию воспитателя. Он должен быть организатором детской жизни
и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных
взаимоотношений в «детском обществе». К,сожалению,в связи с появлением гаджетов у детей появилось недостаток игры. соответственно и взаимодействие изменилось.
Публикация «Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка» размещена в разделах
Такое позиция очень ценна для педагогики, ибо обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в их процессе общественно ценных качеств, положительного стержня
личности. Справедливость такого подхода доказана практикой детского воспитания и целым рядом специально проведенных исследований. Руководство игровой деятельностью — тонкий и сложный процесс.
Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности.
Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут
превратиться в ее ломку. Для взрослых - это игра,но для ребенка -это познание жизни,где ребенок учится всему.
понимает- есть справедливость и нет ее. есть жестокость и доброта и т. д.
Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования (Семушина Л. Г.,
1979; Зворыкина Е. В., Новоселова С. Л., 1981; Панько Е. А., 1986, и высокий
уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:
наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
организовать начало игры, побуждать детей к игре;
проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие
психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др. ;
изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем
развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры
на более высокую ступень; И очень жаль,что педагогическая компететность тоже изменилась, в силу ого,что много переобученных педагогов.
включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически разных
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
ного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых,
неуверенных, «малоактивных» детей;
обсуждать и оценивать с детьми игру.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту
свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает
чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением
к детям условно через роль, отведенную играющими кукле.
Если в процессе общения взрослого с детьми установить игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников
детского сада.
Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию
на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений
в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.
Детские объединения, возникающие на основе полного «подчинения —
подчиненности», могут оказывать вредное влияние как на подчиненных, так и
на подчиняющих. У первых подавляется активность, самостоятельность, творчество, у вторых — не воспитывается умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с их желаниями.
Более благоприятные условия для формирования общественных качеств создает объединение на основе «частичного подчинения — подчиненности». В этом
случае у подчиняющего не только проявляются организаторские способности,
но и возникает умение считаться с замыслами «подчиненного» товарища, активность которого при этом не подавляется. Такое объединение создает благоприятные условия «передачи» основ общественных качеств от подчиняющего к подчиняемому.
Положительное влияние на развитие общественных качеств оказывает объединение, основанное на равенстве. В таких ситуациях создаются благоприятные
условия для воспитания у детей активности, инициативы, творчества, умения
считаться с желанием, замыслом товарища.
Своеобразие поведения детей в этих «малых группах» определяет особую педагогическую задачу для каждой из них. Так, например, наиболее активных детей
надо учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, а у детей, значительно уступающих им по активности, необходимо развивать инициативу, самостоятельность.
Важно найти верный путь к детскими объединениями. Воспитатель
должен стремиться к созданию групп на основе «частичного подчинения — подчиненности» и «равенства» и к устранению группировок, созданных на основе
«полного подчинения — подчиненности».
соединение положительного и устранение отрицательного взаимовлияния детей оказывается тем успешное, чем в большей степени, изменяя состав игр