Светлана Величко
Роль экологического воспитания детей в профилактике детской заболеваемости
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экологического воспитания детей в профилактике детской заболеваемости.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является сохранение здоровья. Поэтому оздоровление и воспитание потребности в здоровом образе жизни являются приоритетными задачами, стоящими перед педагогами-«дошкольниками».
Публикация «Роль экологического воспитания детей в профилактике детской заболеваемости» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте предпосылки для формирования личности, закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни.
В связи со сложившейся неблагополучной ситуацией возникли следующие проблемы:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Для решения этой проблемы используем комплексную программу М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», здоровьесберегающие и игровые технологии, направленные на всестороннее развитие ребёнка в процессе его экологического воспитания, ответственного отношения к окружающей среде, выработке основ здорового образа жизни.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
- осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы;
- воспитание у детей потребности в здоровье, элементарном представлении о ЗОЖ.
Работу начали с построения предметно-развивающей среды ДОУ, которую разделили на несколько зон: обучающая, уголки природы («зелёный островок», живые уголки, книжные (библиотека, мини-лаборатории.
На участке детского сада создали огород, тропу здоровья, уголок отдыха.
В обучающей зоне проходят занятия, она хорошо освещена, рационально размещена мебель. Столы расставлены так, чтобы педагогу удобно было работать вместе с детьми. Дети здесь не только занимаются, но и могут отдохнуть, поиграть. Проводим пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дыхательные упражнения.
Уголок природы с мини-лабораторией развивают у детей познавательный интерес к исследовате6льской деятельности и способствуют формированию научного мировоззрения. У детей есть возможность «поиграть» в учё ных: проводить опыты, эксперименты, наблюдения. Они с удовольствием исследуют свойства песка и воды, ухаживают за комнатными растениями, выясняют роль света, воды, тепла для их роста и развития.
Игры с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма, так как кисти рук, как и стопы, являются теплообменниками, через них проходит 70% тепла.
В уголках природы с середины февраля разбиваем «огород на окне», где выращиваем лук, чеснок, укроп, используем всё это в пищу, повышая запас витаминов.
Весной выращиваем рассаду для своего огорода.
В «живом уголке» содержатся волнистый попугай Кеша, черепаха Дуняша, аквариум с рыбками.
Аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, даёт возможность наблюдать за внешним видом и поведением рыбок, заботиться о них.
В процессе этой работы дети приобретают навыки по уходу за живой природой, воспитывается бережное отношение к ней, происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка.
В библиотеке представлен богатый материал художественной и научно-популярной литературы о природе, о человеке как части природы, об основах здорового образа жизни. Регулярно с детьми читаем, обсуждаем прочитанное, рассматриваем иллюстрации, беседуем, обсуждаем ситуации, проводим Дни здоровья, вечера загадок, пословиц и поговорок, организуем театрализованные игры.
На участке детского сада функционирует огород. В процессе работы дети приобретают навыки ухода за растениями, знакомятся с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе; развивается наблюдательность, вырабатываются навыки экологически безопасного поведения, развивается эмоциональная среда, происходит оздоровление ребёнка.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий в семье. Поэтому достичь положительных результатов в решении поставленных задач можно в случае, если будет тесное сотрудничество между детским садом и семьёй (дети-родители-педагог).
Провожу беседы с родителями о том, как образ жизни влияет на здоровье; этой теме посвящаем групповые родительские собрания, тестирование, спортивно-экологические развлечения, совместные прогулки в ближайшее окружение.
Систематически проводя работу по укреплению и сохранению здоровья детей через эколого-развивающую среду, мы достигли положительных результатов:
- снизилась заболеваемость детей;
- снизился уровень агрессивности у детей;
- повысился уровень экологического сознания;
- у детей выработалось умение выражать свои эмоции.
Считаю, что экологическое воспитание играет важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей, так как ежедневное общение с природой – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться её красоте – залог нравственного здоровья.