Ксения Петрова
Диагностика экологического воспитания детей средней группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика разработана на основе методики, предлагаемой Серебряковой Т. А. (средний дошкольный возраст).
Задания, направленные на выявление уровня сформированности
знаний о мире природы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Публикация «Диагностика экологического воспитания детей средней группы,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Диагностика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Ход диагностики:
-Перед тобой расположены карточки растений. Возьми карточку и назови растение, которое изображено на ней.
-Положи в один ряд те растения, которые относятся к деревьям.
-Положи в другой ряд те растения, которые являются кустарниками.
-Положи в следующий ряд те растения, которые относятся к травянистым.
-Положи в последний ряд растения, которые относятся к комнатным.
-Назови чем отличаются деревья от кустарников (травянистые растения от комнатных?
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы.
1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задание 2. Где живет, чем питается?
Цель: выявить уровень знаний детей о местах обитания и питания представителей животного мира: зайца, лисы, медведя.
Развивающая предметно-пространственная среда: карточка 15x30, разрезанная на три вертикальные линии; карточки меньших размеров с изображением зайца, лисы, медведя, моркови, меда, курицы, норы, берлоги, куста.
Ход диагностики:
- Перед тобой расположены карточки животных. Возьми карточку и назови животное, которое изображено на ней. Теперь возьми следующую карточку. Положи эту карточку рядом с предыдущей. Теперь следующую.
- Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем) ту карточку, где изображено место обитания зайчика (лисы, медведя).
- Положи под карточку с зайцем (лисой, медведем, ту карточку, где изображена еда зайчика (лисы, медведя).
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок различает и правильно называет место обитания и питание представителей животного мира; проявляет интерес к особенностям их жизни.
1 балл – средний уровень – ребенок узнает, различает и при помощи взрослого определяет место обитания и питание представителей животного мира.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении места обитания и питания представителей животного мира (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к выполнению задания.
Задание 3. Когда это бывает?
Цель: выявить уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображением сезонных явлений: дождь, снег, ручьи, яркое солнце; круги – времена года: желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.
Ход диагностики:
- Перед тобой расположены картинки с изображением дождя, снега, ручейка, солнышка и круги разного цвета. Желтый круг означает осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.
- Возьми карточку и скажи что на ней изображено.
- Положи в желтый круг ту карточку, которая относится к осени.
- Положи в белый круг ту карточку, которая относится к зиме.
- Положи в зеленый круг ту карточку, которая относится к весне.
- Положи в красный круг ту карточку, которая относится к лету.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно соотносит сезонные явления с моделью времени года (кругами определенного цвета).
1 балл – средний уровень – ребенок правильно определяет сезонные явления и с помощью взрослого соотносит с моделью времени года.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в определении сезонных явлений и соотнесении с моделью времен года (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы
Ситуация 1
Цель: выявить характер отношения к миру природы
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (на карточках отсутствуют изображения лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие):
1) ребенок тащит кота за хвост;
2) ребенок кормит кота молоком;
3) ребенок топчет цветы;
4) ребенок поливает цветы;
5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;
6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;
7) ребенок замахивается на собаку палкой;
8) ребенок гуляет с собакой.
Ход диагностики:
- На столе разложены карточки с действиями ребенка. Но на карточках отсутствуют изображения лиц. Возьми карточку, рассмотри ее. Как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?
- Подбери подходящую эмоцию, к действию ребенка на картинке.
Вопросы детям:
Ситуация 2
Цель: выявить характер отношения к миру природы
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки (набор карточек, что и в ситуации № 1, но с изображением лиц):
1) ребенок тащит кота за хвост;
2) ребенок кормит кота молоком;
3) ребенок топчет цветы;
4) ребенок поливает цветы;
5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;
6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;
7) ребенок замахивается на собаку палкой;
8) ребенок гуляет с собакой.
Ход диагностики:
Еще раз рассмотри эти карточки. С кем из ребят ты бы хотел дружить (играть) и почему? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке.
Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие.
Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
Результаты диагностики: