Получи документы

Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника (2 фото)

Кравцова Евгения Михайловна
Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника

Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.

Публикация «Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника» размещена в разделах

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость как процесс так и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Важно вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Можно вывести несколько правил:

- Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говориться в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

- Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.

- Обучая отгадывать необходимо в загадке выделять интонацией особо важные слова/словосочетания.

- Вначале обучения следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

- Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок позволяет значительно развивать у ребёнка все стороны мышления.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, вызывающие у них положительные эмоции. Поэтому малышам нужно предлагать загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида предмета (цвет, форма, величина, материал, голос животного, чем он питается, повадки и т. д., отмечены те качества и свойства, которые они хорошо знают. Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок : о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте, загадки с простыми сравнениями и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «минирассказ» о предмете.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др. Старшим детям следует загадывать загадки, где дается краткая характеристика предметов, но среди признаков должен быть выделен самый существенный.

Загадки можно использовать как способ закрепления материала или наоборот как введение в новую тему, как вариант соревнования или способ расслабиться и отвлечься после занятия.

Фото №1 Загадка одна из малых форм устного народного творчества в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений

Для усиления познавательного интереса процесс отгадывания рекомендуется обыгрывать, например:

1. Выдавать жетон/картинку отгадки каждому первому ответившему.

2. На магнитной доске/плакате на неделю (на лексическую тему и т. п.) создать таблицу с именами всех воспитанников и напротив имени ответивших – крепить картинку отгадки/смайлик.

3. Процесс отгадывания можно обыграть с применением дополнительных материалов/инструментов, например молоточки или звоночки,

4. А сам процесс выбора загадок можно передать детям, доставая их из банки с шарами-загадками, или раскапывая на сенсорном столе с песком.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 09:42
+86Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Кравцова Евгения Михайловна (УИ 2849421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД