МААМ-картинки

Роль загадок и пословиц в развитии детской речи

Кристина Крючкова
Роль загадок и пословиц в развитии детской речи
▼ Скачать + Заказать документы

Отличительной особенностью методики развития речи в книге К. Д. Ушинского «Родное слово» является активное использование пословиц и загадок. Традиционно каждое задание открывается пословицами, тематически более или менее близкими последующему тексту, например, Грамоте учиться - вперед пригодится. Кресло старому - колыбель малому. Горшок котлу не товарищ. В них Ушинского привлекает и форма, и содержание: «наши русские пословицы и разнообразнее, и глубже, и, главное, живописнее по форме и поэтичнее по духу». Для грамматического разбора Ушинский не предназначает пословицы, говоря, что «наши пословицы противоречат нашей грамматике, и почти каждая коренная русская пословица есть насмешка над грамматическим правилом». Их цель - «привести дитя к живому источнику народного языка и внушить душе ребенка бессознательно такт этого языка». Благодаря появившемуся в то время словарю И. В. Даля, Ушинскому было из чего выбирать.

Публикация «Роль загадок и пословиц в развитии детской речи» размещена в разделах

Пословицы многослойны по смыслу, в полной своей глубине они недоступны детям, и это Ушинский прекрасно понимал. Поэтому он давал учащим следующий методический комментарий: «В таких пословицах дитя следует знакомить только с внешним смыслом; так, пословица : куй железо, пока горячо — может быть объяснена детям только со своей внешней стороны: пусть дети скажут, почему должно ковать горячее, а не простывшее железо, - с них и довольно. Или, например, в пословице : горшок котлу не товарищ - пусть дети объяснят, почему не товарищ. Нравственный смысл пословицы может быть оставлен без объяснения».

Русский игровой фольклор - поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла - Ушинский включил в свою книгу затем, «чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка».

Современная методика обращения к загадкам в начальной школе также основывается на её методической ценности, предложенной Ушинским. Он видел в загадке поэтическую, образную сторону. Во времена Ушинского многие реалии, на которых были основаны загадки, еще были актуальны и загадки легко отгадывались детьми, в отличие от нашего времени. Но не с целью, чтобы ребенок отгадал загадку, включены загадки в учебник, «но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные.

Так, например, сколько интересных и полезных для ребенка объяснений можно связать с следующей поэтической загадкой : заря-заряница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла; месяц видел — не сказал, солнце увидало — подняло. Положим, что ребенок не отгадает, что ключи значит роса; но пусть он объяснит: почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не поднял росы, как солнышко подымет росу? Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадки как на картинное описание предмета».

Таким образом, К. Д. Ушинский предложил новую методику составления учебной книги для младших школьников, новую структуру, новый учебный материал, включил в книгу русский фольклор - сказки, пословицы, загадки и т. д.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль загадок и пословиц в развитии детской речи
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 15:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль загадок и пословиц в развитии детской речи» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Крючкова (УИ 1800758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД