Мария Боркина
Роль здоровьесберегающей среды для развития детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2) «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В. А. Сухомлинский
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Публикация «Роль здоровьесберегающей среды для развития детей в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На протяжении нескольких лет, я принимаю малышей в первую младшую группу.
Статистика детского здоровья такова : (слайд 3)
Одним из эффективных средств повышения здоровья детей дошкольного возраста может быть здоровьесберегающая среда.
(слайд 4) Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребенка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. Но в последнее время признана первостепенной задачей физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей.
Окружающая среда может быть как стандартной, однообразной так и насыщенной, неординарной, разнообразной, постоянно меняющейся. Её правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляет важную сторону педагогической работы в дошкольном учреждении.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении основано на следующих принципах:
Активности и доступности (предоставление возможности детям самостоятельно действовать в ней);
• Стабильности и динамичности (использование в пространстве с постоянными предметами переменных и заменяемых элементов);
• Сочетание консервативных и проблемных компонентов (побуждение детей к исследованию и экспериментированию, приобретение собственного опыта);
• Цикличности и вариативности (поэтапное обучение и неоднократное повторение наблюдений).
(слайд 5) Наша группа очень просторная, светлая, большая. В ней правильно подобраны цвета, которые снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка.
Развивающая среда, в которой живут дети нашей группы насыщенная, неординарная, разнообразная, меняющаяся. Среда обеспечена безопасностью для жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из детей.
(слайд 6) Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошколят невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.
(слайд 7) Для этого у нас в группе есть зона двигательной активности, в которой есть двигательные игрушки (машины, коляски, каталки) и физкультурные пособия, которые располагаются в удобном месте, доступном для детей (мячи, кегли, кольцебросы, вертушки, султанчики). Весь материал находится в доступном месте для детей. Дополнительный материал предлагается в соответствии с планированием.
(слайд 8) Для подвижных игр: маски, рули, кольца.
(слайд 9) Для утренней гимнастики: платочки, ленточки, кубики, флажки, колечки.
(слайд 10) Для дыхательной гимнастики: ленточки, листики, трубочки, мыльные пузыри.
(слайд 11) Для гимнастики пробуждения: маски, картинки, музыку.
Для босохождения: дорожки закаливающие и с профилактикой плоскостопия. (разных видов и конфигураций).
Здоровьесберегающая среда нужна не только для физического здоровья, но и для психологического. Наша группа адаптационная, которая способствует спокойному привыканию ребёнка к условиям детского сада. Мы делаем всё возможное для скорей шей эмоционально-психологической адаптации.
(слайд 12) Помимо традиционных уголков и игрушек у нас в группе создан уголок «Домашней игрушки», в котором есть частичка домашнего тепла. А также родители приносят маленькие альбомчики с фотографиями мамы, папы, дедушки, бабушки, сестрёнок и т. д. Всё это помогает ребёнку безболезненно привыкнуть к чужим взрослым.
(слайд 13) Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Но маленькие дети быстро устают и у них возникает потребность в уединении. Для этого в группе создана зона уединения: домик с мягкими подушечками и мягкими игрушками.
(слайд 14) Для укрепления мышц кистей рук используем пособия: пальчиковый бассейн, ёмкость с фосолью, рисование на песке и манке.
(слайд 15) Для развитие тактильно-кинетической чувствительности используем игры с водой: переливание с помощью разных сосудов и воронок, ловля сочками, ложечками и т. д.
(слайд 16) Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Здоровье сберегающая среда в группе должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.