Ротацизм и методы его устранения

Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения

Предлагаю вашему вниманию сообщение "Ротацизм и методы его устранения".

План

1. Определение недостатков произношения звука «р»

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Описание правильной артикуляции звука «р».

4. Методы устранения ротацизма.

5. Дифференциация звуков «р» «р’»

Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.

Ротацизм.

1. Звук «р» вовсе не произносится (рак - “ак”, корова - “коова”).

2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.

3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).

4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).

5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.

6. Звук «р» произносится одноударно, т. е. вместо периодического колебания кончика языка производится только однократный удар кончиком об альвеолы. Получается звук «р», похожий на звук «д» (“ садай”).

Параротацизм.

1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).

2. Звук «р» заменяется звуком «ы» (рама - “ыама”, ворона - “ воыона”).

3. Звук «р» заменяется звуком «л» (рыба - “лыба”, сыр – “сыл”).

4. Звук «р» заменяется звуком «д» (рама-“дама”, трава - “тдава”).

5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)

6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).

Описание правильной артикуляции звука «р».

Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.

Методы устранения ротацизма.

Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:

1. Научить ребенка щелкать языком.

2. Присасывать язычок к твердому небу.

3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”

4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.

5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.

6. Складывать язык в “трубочку”.

7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»

Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.

Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.

Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.

Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.

Дифференциация звука «р» и «р’».

Когда правильное произношение звуков «р» и «р’» будет достигнуто, необходимо обязательно прорабатывать упражнения на дифференциацию этих звуков (- ра, - ро,- ру,-ры); в словах с прямыми (-рад, -рот, -рис, -горю) и обратными слогами (- дар, -бор,- жир, в предложениях (Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов) при чтении и пересказывании.

Литература.

1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.

2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.

3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.

4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.

Публикации по теме:

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные методы обучения в ДОУ Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало.

Методы Альтернативной коммуникации Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение» по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой.

Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Методы работы в ДОУ Актуальные задачи: • выявить уровень педагогического опыта каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ротацизм и методы его устранения
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 10:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День рождения персонального компьютера

В наши дни компьютеры и доступ в интернет, благодаря своей простоте, многофункциональности и привлекательности, стали настоящим центром притяжения для детей. Это хорошо, но надо сделать так, чтобы...

12 августа. Всемирный день слонов

Свой экологический праздник сегодня отмечают самые крупные наземные млекопитающие планеты — слоны. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, расскажите детям об этих благородных животных и увлеките их...

Сказка из семейного сундучка с детскими иллюстрациями «Как волчонок перестал...
Продолжаю серию своих сказок для тех, кто не знаком с ними из других источников. Хотелось бы вначале сказать об иллюстрациях. Их делали с большим...
Игра на развитие моторики «Весёлый клоун»
Многие родители знают, что очень важно развивать моторику рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи. Специальные развивающие игрушки можно купить...
Оформление летней веранды в первой младшей группе
Лето- прекрасная пора! Буйство красок, яркое , жаркое солнышко. Время веселых игр и летних забав, купание в реке, катание на велосипеде, сбор гербария,...