Папки-передвижки

Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе

Наталья Сертакова
Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В первые семь лет ребенок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться за этот период. От того, как освоит ребенок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребенка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.

Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе» размещена в разделах

Первые сюжетно-ролевые игры во 2 младшей группе связаны с рядом условий:

- наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

- накопление предметно-игровых действий;

- наличие игрушек;

- частота общение с взрослыми;

- развитие ребенка.

Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.

Н. Я. Михайленко считает, что развитие сюжетно-ролевой игры может идти по следующей схеме: 1. Воспитатель – игрушка. 2. Воспитатель (основная роль) –ребенок(1) (дополнительная роль). 3. Ребенок(1) –игрушка. 4. Ребенок (1) (основная роль) – ребенок (2) (дополнительная роль). В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры :

Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине). А также:

телефон-3, ведёрки – 5, пожарная машина средних размеров, машина «скорой помощи», средних размеров, паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров, лодка средних размеров-2, самолет средних размеров, конь на палочке-3, набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) – 3, полосатый жезл, бинокль (подзорная труба) руль-2, весы, сумки, корзины, рюкзачки – 7, кукольный стол (крупный, кукольный стул (крупный) -4, кукольный диванчик, кукольная кровать -2, кухонный шкафчик (соразмерный ребенку). Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки). А также:

кухонная плита (соразмерная ребенку) ширма-остов домика, складной остов автобуса (автомобиля) ширма-прилавок набор мебели для кукол среднего размера бензоколонка (крупная) Игрушки – персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего).также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера – до 10-15 см, с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (2)из одного смыслового контекста (например, Филя и Степашка из телепередачи «Спокойной ночи малыши», крокодил Гена и Чебурашка и т. д.) Полезны будут эти персонажи, как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все среднего размера). А также:

куклы крупные (35-59 см)- 3 разные, куклы средние (25- 30 см) -7 разные. мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) – 10, Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см) – 15 – 20 разные, набор наручных кукол би-ба-бо: семья, наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи- 2, наборы плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи -2-3, наборы солдатиков 9среднего размера), фигурки-человечки (объемные 10-15 см)- 10 разных, белая шапочка – 3, плащ-накидка -3, фуражка /бескозырка – 3, каска -2, набор масок сказочных животных, набор чайной посуды (крупной и средней)-3, набор кухонной посуды (крупной и средней)-3, миски (тазики) -2, молоток пластмассовый, набор овощей и фруктов (объемные муляжи, комплект постельных принадлежностей для кукол -3, грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)- 3 разные, тележка-ящик (крупная, автомобили с открытым верхом (средние) -5 разные, автомобили с открытым верхом (крупные)- 2 разные, кукольные коляски соразмерные куклам (складные)-3. Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры). А также:

объемные модули ( набивные или надувные: кубы, валики, параллелепипеды)-6,

ящик с мелкими предметами - заместителями

крупный строительный набор

куски ткани (полотняной, разного цвета, 1*1м)-3.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Перед воспитателем стоит 4 задачи :

1) Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре,

2) Тактично руководить выбором игры,

3) Приучать детей соблюдать во время игры правила,

4) Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу необходимо осуществлять по 2 направлениям:

1) Создание необходимой игровой среды.

2) Непосредственное руководство играми детей.

Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях. С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью используются вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводиться показу действий с теми или иными игрушками. Воспитатель должен предварительно приготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом, например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями, надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть принимая на себя роль «доктора» : «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Игра воспитателя, естественно, привлекает детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор полечу ее. Процедура «лечения» повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также на ряду с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай, как будто ты заболел и тоже пришёл в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей : «Кто теперь хочет быть доктором? Алина? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей» Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями, проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы». Очень важно, чтобы к куклам и мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Воспитатель использует и такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так, во время игры с куклой воспитатель говорит : «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться. Во время одевания рассматривают одежду куклы, называют её. Затем воспитатель последовательно одевает куклу. Дети наблюдают за его действиями. Чтобы закрепить навыки воспитатель предлагает повторить его действия. Вначале малышам требуется помощь, а затем они учатся самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращается внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активнее участвовать в игре. Аналогичный прием – введение в игровую ситуацию использовать для поддержания интереса к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Роль воспитателя руководить скрыто. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяивами игры». В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Некоторые дети вообще не умеют играть. К ним применяются индивидуальные приемы. Так, например, Ваня Ш. не проявлял интереса ни к играм. Ни к игрушкам. При беседе с мамой воспитатель выяснил, что дома мальчик играет с одним зайцем, даже ложится с ним спать. Вечером воспитатель попросил Ваню принести зайца в сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром ласково поздоровался с зайцем и пригласил в гости в группу. Так, в течении дня воспитатель обращался к зайцу, как к ждивому существу. В последующие дни Ваня приносио разные игрушки и проигрывал уже знакомые ему игровые действия : кормил, укладывал спать. Воспитатель старается помочь им сплотиться в единый коллектив. Для этого с каждым ребенком проводятся миниигры, воспитатель обучает предметным действиям, помогает справиться со сложными действиями. Постепенно вовлекает в игры разных по темпераменту детей, дает им разные задания. Возникают небольшие группы, дети начинают проявлять внимание друг к другу, доброжелательность, учатся уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций становиться меньше. Задача воспитателя состоит и в том, чтобы направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводятся наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовываются целевые прогулки, на которых обращается внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдений обращается внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Воспитатель знакомит с названием блюд. Впоследствии дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Также во 2 младшей группе выделяются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные дети соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Проблемы в игры дети учатся улаживать самостоятельно.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий : у детей 2 младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества совет реплика, однако, во 2 младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.

Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 18:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сертакова (УИ 26658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД