Галина Гармашова
Русская горница в гости приглашает
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей русского народа : бытом, обычаями, гостеприимством.
Задачи:
• Знакомство с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками и прибаутками
• Обогащение словаря названиями предмета быта: самовар, печь, ухват, кочерга.
• Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.
• Развивать у детей чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, развивать творчество детей, побуждая к активным самостоятельным действиям.
Оборудование: русский народный костюм для Хозяйки избы,
Публикация «Русская горница в гости приглашает» размещена в разделах
(посудная утварь, самовар, печь, деревянные ложки).
Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька.
Музыкальный ряд: Хоровод «Во саду ли, в огороде» ,игра «Бабка-Ёжка»,
«Частушки», «Как под яблонькой» (русская народная мелодия)
Предварительная работа:
- чтение и рассказывание русских народных сказок;
- разучивание загадок, пословиц, поговорок;
- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых);
Интеграция образовательных областей:
- коммуникация
- социализация
- познание
- музыка
Форма проведения: экскурсия в мини-музей детского сада «Горница» в интеграции с продуктивной деятельностью.
Ход НОД
Вводная часть.
Музыкальный руководитель: (надеваю русский платок на плечи)
Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.
Дети:
Мир вашему дому, хозяюшка.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей. Много новостей.
Что есть в печи, - на стол мечи.
Музыкальный руководитель:
Спасибо, ребятки как порадовали песней Хозяйку.
«Сядем рядком да поговорим ладком».
(Гости рассаживаются на скамейки)
Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?
В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.
Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним (дети проговаривают поговорку)
Основная часть.
Музыкальный руководитель:
Как, по-вашему, ребята, называется комната, в которой мы с вами сидим? (ответ детей)
Правильно – «Горница».
Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»).
Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (ответы детей)
Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как?
– «Печь всему голова». Голова – значит самая главная.
Давайте подумаем: почему, самая главная? (ответы детей)
Правильно, потому что она нас греет, сушит, лечит, накормит, «без печи хата, не хата».
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Давайте вспомним, в каких сказках?
(Ответы детей)
-Ребята, вспомните сказки, в которых есть печка?
Дети: «Жихарка», «Колобок», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению».
Музыкальный руководитель:
Как печка помогла героям из этих сказок?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель :
«На печи, на девятом кирпиче лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»
Страшно? А вы не бойтесь. Давайте лучше с Бабой-Ягой поиграем.
Игра «Бабка Ёжка»
Дети идут по кругу поют:
Бабка - Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: - У меня нога болит.
(бабка скачет на одной ноге, а затем ловит детей)
Музыкальный руководитель: Сказки вспомнили, печь рассмотрели, в игру поиграли, чем же вас еще, гости дорогие порадовать? А давайте поиграем в игру : «Отгадайте загадки».
Я буду загадывать загадки про предметы русского быта, а вы отгадывать. И если правильно отгадали, буду показывать картинку.
1. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги (стол)
2. Два братца пошли в воду купаться (ведра)
3. Рогат, а не бык,
Пищу берет, а несыт (ухват)
4. Маленький черпачок, красненький колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется (ложка)
5. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит (самовар)
Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника?
(Показ ухвата)
Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.
Вспомним с вами знакомую потешку, про сороку-белобоку, которая кашу варила.
Физминутка:
Сорока-белобока, по полю скакала (прыжки на месте)
Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)
Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)
Музыкальный руководитель:
И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь».
А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.
«Деревянная подружка,
Без нее мы, как без рук,
Она в досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает» (деревянные ложки)
А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .
Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу).
Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка, – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют «Частушки»
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель:
В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.
Вот загадка:
Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)
Отгадку найдите и всем покажите.
(Дети находят и показывают)
А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».
А теперь мои дорогие, посмотрите на этот стол и отгадайте:
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)
Музыкальный руководитель:
Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.
В конце занятия дети садятся за стол пить чай.
Литература:
1. Бударина Т. А. Куприна Л. С. Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 1999 – 384.
2. Ботякова О. А. Зязева Л. К. Прокофьва С. А. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 2001 -192.
3. Власова Л А. Музей и дети: Педагогический аспект региональной программы// Дошкольное воспитание. -2009. №4 с. 59 – 61
4. Запорожец А. В. Неверович Я. З. К вопросу о формах и структуре детских эмоций. // Д. : «Феникс», 2003.
5. Жукова Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 96с.
6. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа и методические рекомендации – М. : Аркти, 2005. – 304с.