МААМ-картинки

Русская горница в гости приглашает

Галина Гармашова
Русская горница в гости приглашает

Цель: Познакомить детей с историей русского народа : бытом, обычаями, гостеприимством.

Задачи:

Знакомство с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками и прибаутками

Обогащение словаря названиями предмета быта: самовар, печь, ухват, кочерга.

• Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

• Развивать у детей чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, развивать творчество детей, побуждая к активным самостоятельным действиям.

Оборудование: русский народный костюм для Хозяйки избы,

Публикация «Русская горница в гости приглашает» размещена в разделах

(посудная утварь, самовар, печь, деревянные ложки).

Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька.

Музыкальный ряд: Хоровод «Во саду ли, в огороде» ,игра «Бабка-Ёжка»,

«Частушки», «Как под яблонькой» (русская народная мелодия)

Предварительная работа:

- чтение и рассказывание русских народных сказок;

- разучивание загадок, пословиц, поговорок;

- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых);

Интеграция образовательных областей:

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

Форма проведения: экскурсия в мини-музей детского сада «Горница» в интеграции с продуктивной деятельностью.

Ход НОД

Вводная часть.

Музыкальный руководитель: (надеваю русский платок на плечи)

Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Дети:

Мир вашему дому, хозяюшка.

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей. Много новостей.

Что есть в печи, - на стол мечи.

Музыкальный руководитель:

Спасибо, ребятки как порадовали песней Хозяйку.

«Сядем рядком да поговорим ладком».

(Гости рассаживаются на скамейки)

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним (дети проговаривают поговорку)

Основная часть.

Музыкальный руководитель:

Как, по-вашему, ребята, называется комната, в которой мы с вами сидим? (ответ детей)

Правильно – «Горница».

Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»).

Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (ответы детей)

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как?

«Печь всему голова». Голова – значит самая главная.

Давайте подумаем: почему, самая главная? (ответы детей)

Правильно, потому что она нас греет, сушит, лечит, накормит, «без печи хата, не хата».

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Давайте вспомним, в каких сказках?

(Ответы детей)

-Ребята, вспомните сказки, в которых есть печка?

Дети: «Жихарка», «Колобок», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению».

Музыкальный руководитель:

Как печка помогла героям из этих сказок?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель :

«На печи, на девятом кирпиче лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Страшно? А вы не бойтесь. Давайте лучше с Бабой-Ягой поиграем.

Игра «Бабка Ёжка»

Дети идут по кругу поют:

Бабка - Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: - У меня нога болит.

(бабка скачет на одной ноге, а затем ловит детей)

Музыкальный руководитель: Сказки вспомнили, печь рассмотрели, в игру поиграли, чем же вас еще, гости дорогие порадовать? А давайте поиграем в игру : «Отгадайте загадки».

Я буду загадывать загадки про предметы русского быта, а вы отгадывать. И если правильно отгадали, буду показывать картинку.

1. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги (стол)

2. Два братца пошли в воду купаться (ведра)

3. Рогат, а не бык,

Пищу берет, а несыт (ухват)

4. Маленький черпачок, красненький колпачок,

Три раза в день берется

И опять на место кладется (ложка)

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит (самовар)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника?

(Показ ухвата)

Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

Вспомним с вами знакомую потешку, про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Физминутка:

Сорока-белобока, по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

Музыкальный руководитель:

И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь».

А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

«Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

Она в досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает» (деревянные ложки)

А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу).

Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка, – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Дети исполняют «Частушки»

Заключительная часть.

Музыкальный руководитель:

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Вот загадка:

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.

(Дети находят и показывают)

А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».

А теперь мои дорогие, посмотрите на этот стол и отгадайте:

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)

Музыкальный руководитель:

Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

В конце занятия дети садятся за стол пить чай.

Литература:

1. Бударина Т. А. Куприна Л. С. Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 1999 – 384.

2. Ботякова О. А. Зязева Л. К. Прокофьва С. А. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 2001 -192.

3. Власова Л А. Музей и дети: Педагогический аспект региональной программы// Дошкольное воспитание. -2009. №4 с. 59 – 61

4. Запорожец А. В. Неверович Я. З. К вопросу о формах и структуре детских эмоций. // Д. : «Феникс», 2003.

5. Жукова Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 96с.

6. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа и методические рекомендации – М. : Аркти, 2005. – 304с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Детский сад присмотра и оздоровления». Воспитатель: Коломникова Татьяна Леонидовна.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Русская горница в гости приглашает
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 16:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД