МААМ-картинки

Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»

Елена Шитикова
Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ

Тип проекта : познавательно - творческий

По характеру контактов - коллективный

Продолжительность проекта : 1 год

Участники проекта : воспитанники, воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Возраст детей 4-6лет

Цели: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

Публикация «Проект „Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники“» размещена в разделах

Пополнение мини – музея «Бурятия, мой край родной»

Задачи: развитие познавательной активности, формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве); воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков; формирование чувства сопричастности к своей стране.

Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственнной, гармоничной личности.

Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций русского и бурятского народов для воспитания истинных граждан, любящих свою Родину- Россию и малую Родину – Бурятию.

Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского и бурятского народа. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются.

Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценнностей сегоднешнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодёжи.

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской и бурятской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского и бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

В результате реализации проекта :

Дети познакомятся с бытом, традициями, обрядовыми и календарными праздниками русских и бурят, а взаимодействие ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все будет неоценимым богатством, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

• Составление тематического планирования мероприятий.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности;

Презентация итогов работы.

Основные принципы реализации проекта

- системность по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса и установлением внешних связей;

- соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники;

- учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Бурятия традиционно является многонациональной республикой, в ней проживают много национальностей, со своей культурой, обычаями и празниками, но самыми многочисленнными народами являются русские и буряты.

Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России, но при этом они сумели сохранить самобытность и религию.

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Свою работу, по знакомству детей с русской и бурятской народной культурой мы строим на основе народного календаря.

I Этап Организационно - подготовительный

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

этап мероприятия сроки ответственный

Организационно-подготовительный Организационно-подготовительный -анкетирование воспитателей

-анкетирование родителей

-мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Октябрь Музыкальный

руководитель,

воспитатели

Открытое занятие на тему:

«Мамочка любимая, мамочка моя.» Изготовление куклы-оберега.

Ноябрь

Музыкальный

руководитель,

воспитатели

Консультация и мастер-класс для воспитателей «Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской и бурятской народных культур»

Ноябрь Музыкальный

руководитель

Интегрированное занятие «Русская изба» (особенности русской избы, понятия сенцы, горница, красный угол)

старшая группа. Декабрь Музыкальный

руководитель,

воспитатели

Рождественские колядки (беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, разучивание рождественских колядок, русских народных игр, знакомство с костюмами ряженных, народными шумовыми инструментами) Январь Музыкальный

руководитель, воспитатели, родители

«Белый месяц - Сагаалган». Знакомство с бытом, традициями и обычаями бурятского народа, разучивание бурятских песен, хоровода Ехор, ознакомление с бурятскими узорами, национальными блюдами, изготовление элементов костюмов, атрибутов) Февраль Музыкальный руководитель,

Воспитатели, родители

«Эх, да Масленица!» русские гулянья, беседы о празднике Масленица, о традициях, обрядах. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.) Март Музыкальный руководитель,

воспитатели

Пасха (Знакомство с праздником, обрядами, играми, поверьями, обычаями. Раскрашивание пасхальных яиц) Благовещение или встреча весны (знакомство с обрядами, играми, песнями, изготовление птиц).

Апрель Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

Троица – праздник русской березки (разучивание хороводов, игр, знакомство с обрядами, изготовление элементов костюмов и атрибутов) Май Музыкальный руководитель,

воспитатели

Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения июнь Музыкальный руководитель,

воспитатели

II Этап Основной

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Мероприя-тия Форма проведения Предварительная работа Материал

Мамин день Праздник Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

Костюмы, музыкальные инструменты

Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением ряженных

Колядки Развлечение Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты

Гэсэр и его богатыри

Тематическое занятие

Знакомство с новым бурятским праздником Гэсэр. Праздник Гэсэриада появился у бурят совсем недавно. Гэсэр - это богатырь, народный герой, живший примерно 1000 лет назад. В его честь народ сложил героический эпос. Иллюстрации с изображением богатыря и его подвига

Сагаалган Праздник Беседа о бурятском празднике Сагаалган, о традициях, обычаях, обрядах. Разучивание бурятских песен, Ехора. Знакомство и проведение национальных игр. Иллюстрации с изображением быта, традиций, обрядов и национальных блюд, костюмы,

Эх, да Масленица! Русские гулянья Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Костюмы, музыкальные инструменты

Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки вербы, народные костюмы

Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы, музыкальные инструменты,

макет горки,

пасхальные яйца

Стоит Алена в русском сарафане

(Троица)

Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрационный материал

Сурхарбан – главный праздник лета.

Тематическое занятие Знакомство с бурятским праздником Сурхарбан, его традициями и обычаями.

Основные соревнования этого праздника :

• кто самый меткий?

• кто самый сильный?

• кто самый быстрый?

Иллюстрации с изображением празднования праздника - Сурхарбан, атрибуты.

III Этап Заключительный

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению русской и бурятской народной культур.

- Изменение ценностного отношения к истории и традициям своих народов.

- Расширение знаний о традициях русского и бурятского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.

- Расширение кругозора детей через мини - музей «Бурятия, мой край родной» и уголки патриота, созданного силами педагогов и родителей.

- Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.

- Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.

- Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

Если ребенок родился и рос,

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни и песни бурят, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Публикации по теме:

Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Картотека «Бурятские народные игры» МБДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко» Картотека Бурятские народные игры (для старшего дошкольного возраста) Ванчикова.

Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «Сагаалган» Бурятские куклы «Ехор»Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «Сагаалган» Бурятские куклы «Ехор» Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «САГААЛГАН» Бурятские куклы «Ехор» Сагаалган относится к тем праздникам,.

Мини-музей «Русские обрядовые куклы»Мини-музей «Русские обрядовые куклы» "Русские обрядовые куклы" - Кукла является первой среди игрушек в русской игровой культуре. - Кукла - оберег является первоисточником.

Презентация «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям» «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям»Мы живем в интересное и сложное время,.

Проект «Русские матрёшки» Педагогический проект «Русская народная деревянная игрушка – матрешка»для детей среднего возраста (4-5 лет) Пояснительная записка Матрешка.

Проект «Русские узоры» Проект «Русские узоры» Лось Галина Анатольевна, музыкальный руководитель Дешевицина Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 50.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей Русские народные праздники в детском саду как средство формирования патриотизма у детей. В современном мире,когда всяческим образом происходит.

Сценарий праздника «Сагаалган — бурятские народные игры» План-конспект праздника «Сагаалган - бурятские народные игры» Цель: приобщить обучающихся к духовной культуре, возрождению традиций и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»
Опубликовано: 1 марта 2019 в 19:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шитикова (УИ 1855966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД