Валентина Бибичева
«Русский народный фольклор в воспитании дошкольников». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает.
Детский фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.
Публикация «„Русский народный фольклор в воспитании дошкольников“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
"Душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало-большая радость. И печален жребий того, кому не дано её испытать" М. Е. Пятницкий.
Важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
Большое значение в развитии ребёнка приобретают такие жанры детского фольклора, как потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы позволяют ребёнку познакомиться с историей русского народа.
Стихи русского детского фольклора поются, читаются, забавляют ребят, звучат у постели засыпающих малышей, учат их животворной народной речи. Необходимо приблизить детей с самых ранних лет к постижению богатств русского слова.
В русском фольклоре маленький ребёнок ощущает себя властелином природы и гордо повеливает стихиям.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Дождик, дождик перестань!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Писатель и исследователь А. К. Югов показал плодотворность свободных "оценочных" лексических форм, часто употребляемых в народной речи. Такие формы характерны как раз для детского фольклора.
"Кажется, -замечает А. К. Югов-, ну как можно дать ласкательный, уменьшительный вид. глаголу? А русская мать-крестьянка или нянюшка бесстрашно разрешает этот вопрос: склоняясь над засыпающим или прихворнувшим ребёнком, она говорит ему:"Спатеньки хочешь? или "Питеньки хочешь?" От таких народных словечек речь приобретает яркость, живость, страстность, естественным для поэтического слова, адресованного малышу.
И к растениям и к животным обращается в фольклоре ребёнок, непременно надеясь на отклик:
Стой мой козлик,
Стой, не бодайся,
Белая берёзка,
Стой, не качайся
говорит девочка, привязывая козлика к берёзке.
Ты, бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшьcя вечерком,
Напоишь молочком,-
обращается пастушок к своей бурёнке.
Даже к воде, без которой нет жизни, обращаются строки народной приговорки
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Не просто "умой," а так чтобы, умывание шло в благо младенцу во имя жизни, красоты, веселья:
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Это любящая мать приговаривает, умывая малыша, подбирая ласковые слова.
А когда убаюкивают говорят:
Уж ты, котя, коток,
Котя серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать!
Как же не наградить волшебного доброжелательного кота?
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Так песня- прибаутка внушает ребёнку симпатию к близким ему четвероногим друзьям. Бурёнушка даёт ему молоко, "серенький коток" готов его убаюкивать, "белолапа" перестаёт лаять, оберегая покой малыша. В этом давнишняя мудрость детского фольклора, первичного источника воспитания.
И труд -радостный, посильный ребёнку, труд-игра-отражён в детском фольклоре :
Я на камушке сижу,
Да топор в руке держу,
Да всё колышки тешу,
Я всё колышки тешу,
Од свой горожу,
Да капустку посажу.
Сажу беленькую,
Да кочанненькую.
"Кочанненькая капуста" - привлекательная форма слова, непривычная, уменьшительная (ласкательная) форма прилагательного, выражающая эмоциональное отношение к предмету.
Русский детский фольклор с далёких времён был школой воспитания с самых малых лет доброго, человеческого отношения к окружающему. Он остаётся им и сегодня одновременно и школой плодотворной для ребёнка фантазии, юмора, живого языка.
Приобщение ребёнка к народному творчеству- очень важная и благородная задача, решить (задачу) которую мы можем только мы с вами, уважаемые взрослые.