Получи документы

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду (3 фото)

Ирина Александровна Лагутова
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. С давних пор собирались в копилку былины, сказания. Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. Всем известно его восхищенное отношение к народной сказке : «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал поэт. В основе его знаменитых сказок лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы. Многие дети, совсем не подозревая того, повторяют заклички солнцу, радуге, дождю (дождик, дождик перестань) сложены их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого и Петра Великого. Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться если мы разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Публикация «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» размещена в разделах

Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труд и в творчестве. И то и другое людям необходимо как хлеб, воздух,общение.

Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к матери – земле, солнцу, ветру, воде. Древний земледелец верил, что песнями и различными обрядовыми действиями можно влиять на природу. На Новый год дети, парни и девушки ходили по селу колядовать, пели песни – колядки, желали хозяевам в будущем году хорошего урожая, а с ним и богатства, счастья. В конце зимы, на масленницу, пекли блины, зажигали костры. Весной праздновали пробуждение природы, завивали венки из березовых веток, носили по селу молодую березку, перевитую лентами. В ночь на Ивана Купалу в чистых праздничных рубашках прыгали через костер – очищались огнем. Приходила осень – собирали урожай. И последнюю горсть колосьев, «бороду» оставляли в поле несжатой. «Бороду пригибали к земле, или закапыпавали вместе с хлебом и солью, чтобы живительная сила земли не иссякла. Эти праздники и обряды давно утратили свое первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях, играх детей. Но интерес к ним не пропадает. В них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его гуманные традиции.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красроты. Задача эта – на года, поэтому в течении первых лет в основе системы воспитания в нашем детском саду – знакомство с русским фольклором. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, растолочь в ступе зерно.

Для изучения народно – прикладного искусства придумали «Лавку – рукодельницу». В ней собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской росписи, народные игрушки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народно – прикладного искусства, но и получают специальные навыки: расписывают дымковские игрушки, лепят посуду, шьют рукавички.

Фото №1 Народная культура фольклор Народное творчество давно привлекает внимание исследователей

В день именинника к детям приходят любимые сказочные герои. Здесь и удаль и размах, веселые подвижные игры, хороводы. Детей подводили к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки. Дети усваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ : «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады». Стараясь применить русские народные традиции в повседневной жизни детей подобрала серию потешек, пестушек, прибауток. Сколько в этих казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомила с колыбельными песнями. Очень интересно было знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Знакомила детей с русской лирической песней. Демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере.

Привлекают внимание детей яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. В «лавке» есть образцы дымковской игрушки. Знакомить детей с дымковской игрушкой начинаю с освоения элементов дымковского орнамента, освоения дымковской росписи и лепки игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят, расписывают.

Удивительно ли, что воспитание, созданное самим нардом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Народность является является единственным источником жизни народа. Народ без народности – тело без души.

В нашем детском саду народному творчеству уделяется большое внимание. Сразу после новогодних праздников у нас проходят святочные посиделки, где дети узнают, что на Руси в святки ходили по домам и пели песни – колядки, в которых славили хозяев. Следующий праздник, который мы проводили – это масленица. Детей знакомили с обрядами масленичной недели :блин –знак благополучия. А сам праздник Масленица – начало весны. Начинали праздник в зале, который был украшен в русском стиле. «Будем Масленицу величать, да блинами угощать. Будем Масленицу хвалить, да на саночках возить.» На празднике много народных игр и забав. Затем «Весна» зовет детей на улицу. Там детей катают на санках скоморохи, проводят народные игры, забавы. На Вербное воскресенье рассказываем детям, что верба – первое дерево, которое расцветает весной, дети участвуют в постановках кукольного театра, играют, поют, угощаются выпечкой. Сладостями. Еще один праздник, который соединяет весну с летом – Троица. Символом праздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Развлечение проводится в виде посиделок. Дети пели песни про березку, играли в народные игры.

Так, с ранних лет мы стараемся впитать русские традиции, народный дух. Дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Фото №2 С давних пор собирались в копилку былины сказания
Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 08:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна Лагутова (УИ 296585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД