Марина Афанасьева
Самоанализ интегрированной образовательной деятельности «Нарядное платье для божьей коровки»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ интегрированной образовательной деятельности
«Нарядное платье для божьей коровки»
Анализ ситуации
Роль образовательной деятельности в развитии личности ребенка.
Представленная образовательная деятельность оказывает влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, способствует развитию логического мышления и речи. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Публикация «Самоанализ интегрированной образовательной деятельности „Нарядное платье для божьей коровки“» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Одежда, обувь, головные уборы
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Специфика рисования дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности.
Знакомство с природой - это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.
Предпосылки учебной деятельности:
- познавательный интерес;
- овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач;
- самостоятельное нахождение элементарных способов решения практических и познавательных задач.
1. Любознательный, активный:
- проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения;
- проявляют активность в различных видах детской деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, музыкальной, художественной литературе.
2. Эмоционально-отзывчивый:
- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие этические качества (добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый);
- проявляют эмоциональное отношение к переживанию персонажа.
3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
- взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе игровых действий;
- умеют внимательно слушать и активно обсуждать, отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности;
- с желанием делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями.
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы):
- применяют усвоенные ранее знания в познавательной деятельности;
- стремление активно включатся в игровую деятельность;
- умеют самостоятельно делать предположения, выводы, находят пути решения проблемной ситуации.
5. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
- умеют слушать педагога и выполнять задание
- могут выучить небольшое стихотворение;
- умеют аккуратно пользоваться краской, использовать различные материалы для нетрадиционного рисования;
- способны сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут
Возрастные и индивидуальные особенности, которые учитывались при проведении образовательной деятельности (далее ОД).
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей (включение в занятие пальчиковой гимнастики, танцевальной минутки «Божья коровка» и динамической паузы «Летит жучок, жужжит»);
- интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная (поэтому вторая часть занятия это рисование нетрадиционным способом)
- взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнёра
создаёт между педагогом и ребёнком атмосферу доверия и контакта (высказывание своего мнения, предложения, совместное решение проблемы: «Как помочь жучку? Где взять нарядное платье?»).
- высокая активность, что создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизни (самостоятельно рисуют).
- возрастает объем памяти (рассказывают на память стихи)
- мышления наглядно-образное, (посмотрели на картинку с божьей коровкой, а потом по памяти рисовали пятнышки)
- формируется логическое мышление (соотнести цвет браслета с цветом крышки)
- увеличивается устойчивость внимания. Детям оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут.
- в разговоре начинают пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют жужжание насекомых (в игре).
- взрослый представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации (внимательно и с удовольствием слушали рассказ про жучка);
- ведущим становится познавательный мотив (воспитатель предлагает детям в начале занятия мир познавать)
- повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых.
Целеполагание занятия
Перспективная цель ОД.
Способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы.
Связь ОД с предыдущим и последующим НОД.
Для того чтобы занятие выступало эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждого занятия с предыдущим и последующим.
На предыдущем занятии дети знакомились с насекомым – божьей коровкой и ее характерными признаками (внешним видом, учили стихи, рассматривали иллюстрации, смотрели презентацию, изготавливали жучков. Последующее образовательная деятельность проходила на улице: наблюдение в природе «Божья коровка и ее друзья».
Интегративная связь с другими образовательными областями.
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальная цель ОД, планируемый результат.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности, интереса к живой природе.
Планируемые результаты:
- имеют элементарные знания о насекомом – божьей коровке;
- активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе;
- появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать;
- проявляют самостоятельность в продуктивной деятельности;
- выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение);
- активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Реализуемые образовательные, развивающие и воспитательные задачи, и их логическая связь.
Задачи:
Образовательные
- расширять знания детей о насекомом – божьей коровке;
- закреплять умения называть характерные особенности внешнего вида;
- формировать математические представления (счет в пределах 7, умение отвечать на вопрос "Сколько?"
- учить детей рисовать нетрадиционным способом, крышкой от бутылки.
Развивающие
- способствовать развитию диалогической речи в процессе общения;
- развивать двигательную активность детей;
- развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, эстетические чувства.
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу;
Логическая связь образовательных, развивающих и воспитательных задач заключается в плавной поддержке одних задач другими.
Какими дидактическими принципами вы руководствуетесь при моделировании занятия?
Принципы:
- научности знаний
- развивающего обучения
- доступности обучения
- систематичности и последовательности
- сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний
- наглядности
- индивидуального подхода к детям
Какие средства вы планируете использовать для реализации цели занятия?
Методы и приемы:
наглядные – демонстрация наглядных пособий – иллюстраций, игрушки – божьей коровки; показ способов действий, показ образца (первичное обучение рисованию крышкой)
словестные – рассказ педагога, беседа, художественное слово, пояснения и уточнения педагога, поощрение.
игровые – загадывание загадки, появление игрушки – божьей коровки (сюрпризный момент, создание игровой ситуации - игры (пальчиковая, подвижная, самомассаж, танцевальная минутка «Божья коровка».
Поэтапный анализ занятия
Задача каждого этапа занятия.
I Организационно-мотивационный этап (психологический настрой)
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей;
- привлечь детей и переключить их внимание на НОД.
Сюрпризный момент (появление божьей коровки)
II Основной этап
- расширять знания детей о насекомом – божьей коровке;
- формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
- формировать математические представления (счет в пределах 7, умение отвечать на вопрос "Сколько?"
- развивать двигательную активность детей;
- развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, эстетические чувства.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», самомассаж крышками
- развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук (нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений).
Практическая часть - творческая работа
- совершенствовать технику рисования гуашью, учить детей рисовать нетрадиционным способом, крышкой от бутылки
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Танцевальная минутка
- снятие утомляемости, повышение работоспособности
III Заключительный этап (подведение итога - рефлексия)
- закрепить знания детей, которые они получили в ходе образовательной деятельности;
- создать у детей радостное настроение от проделанной работы.
Сюрпризный момент (появление бабочки с угощением)
.Чем мотивировано выполнение данной задачи?
1 этап – привлечение внимания детей при помощи колокольчика, загадывание загадки, появление персонажа – божьей коровки.
2 этап - познавательная ситуация - "Секрет от божьей коровки";
игровая мотивация – «Помоги божьей коровке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрового персонажа - насекомого. Создание
этой мотивации строится по данной схеме:
1. Персонажу нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Дети соглашаются помочь игрушке.
3. Воспитатель предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
5. По окончании работы дети играют со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
3 этап – оценивание результата, похвала и поощрение действий каждого ребенка.
Какие методы и приемы обучения целесообразнее использовать на данном этапе? Почему?
1 этап. Для того, чтобы привлечь внимание детей необходимо подобрать такие методы и приемы, которые отвлекут их от занимаемой деятельности и заинтересуют. Поэтому для привлечения внимания использовала колокольчик, для поддержания интереса – загадку. А затем побуждающий прием к приобретению новых знаний - сюрпризный момент (появление героя). Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире.
2 этап. Познавательная беседа "Секрет от божьей коровки" для стимулирования познавательной активности детей, при знакомстве с новым материалом и закреплении определенных знаний. Создание проблемной ситуации – поддержание познавательной мотивации и обращению к опыту детей. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников. Для смены деятельности использовала пальчиковую гимнастику, самомассаж, творческая деятельность – рисование нетрадиционным способом, танцевальная минутка и игровое подвижное упражнение «Оживи жучка».
3 этап. Рефлексия, самооценка, поощрение и похвала. Сюрпризный момент – угощение. Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций.
Рефлексия содержания познавательного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Все использованные методы и приемы делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.
Каковы формы организации познавательной деятельности детей? Дайте обоснование своему выбору.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности
Педагог ведет работу со всей группой одновременно, общается с детьми непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа. Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми воспитанниками для достижения ими общей познавательной задачи. Фронтальная форма организации учебной деятельности способствует установлению особенно близких отношений между педагогом и группой, совместной дружной работе, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач. Фронтальное обучение способствует взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех обучающихся группы и их общий прогресс в обучении.
Индивидуальная форма организации работы (при выполнении практического задания). Эта форма организации предполагает, что каждый ребенок получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Групповая форма организации познавательной деятельности это организация образовательной деятельности, при которой единая познавательная задача ставится перед определённой группой дошкольников.
Активизация каких познавательных процессов необходимо для достижения результатов?
Познавательные процессы детей дошкольного возраста: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь.
Что является результатом вашей деятельности и действий детей на данном этапе занятия?
1 этап – дети отгадали загадку и встретились с божьей коровкой.
2 этап – изучение нового и повторение пройденного материала (дети рассматривают гостя, разгадывают секреты жучка, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, помогают жучкам – наряжают в нарядные платья, игра «Оживи жучка»)
3 этап – контроль знаний (анализ проделанной работы, оформление поляны).
Какие меры вы предпримите в случае несоответствия предполагаемого результата и полученного в итоге этапа занятия?
Необходимо проанализировать проведенную образовательную деятельность и понять, в чем проблема (почему не получила предполагаемый результат).
Если проблема заключается в работе воспитателя необходимо изучить данную проблему, проанализировать и подобрать другие методы и приемы, которые будут направлены на активную познавательную мотивацию.
Если не все дети усвоили материал, провести индивидуальную работу –беседу, игровое упражнение по выбранной теме.
Вывод:
анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказываниям детей нерешительных, стеснительных.
Образовательная деятельность была выстроена в игровой форме и длилась 20 минут, что соответствует нормам СанПина.
Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего образовательной деятельности.