Елена Двурекова
Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающийся педагог - реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотрят, они позаболевали бы всевозможными болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Под этим девизом я начала свою работу с детьми по теме: «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий». Определяя эту тему, я руководствовалась тем, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим я уверена, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Исходя из этого, я конкретизировала задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
1. Формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Становление валеологической компетентности ребенка, как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
В своей работе по теме: «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» мною был разработан перспективный план на два года. При составлении плана своей работы я руководствовалась Федеральными и парциальными программами:
• «Формирование здорового образа жизни» под ред. Ю. Ф. Знановского,
• «Я - человек» под ред. С. А. Козловой,
• «Основа безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, «Познавательное развитие» под ред. В. М. Волчковой,
• «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Я так же использовала передовой опыт педагогов центра развития ребенка, который публикуется в журналах: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч» и др.
Над темой «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» я работала с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Занятия начинала с того, что познакомила детей с особенностями тела человека. Просила их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Так же около зеркала ребятам предлагала изобразить, как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан. На занятиях использовала моделирование ситуации, цель которой - в реальных условиях показать, что здоровый человек - это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.
Используя схемы, обучала детей правильной чистке зубов, а так же различным видам гимнастики: пальчиковой, артикуляционной, корригирующей, гимнастики пробуждения. Учу выполнять игровой массаж и самомассаж. Организуя работу, стараюсь показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаю дидактические игры на закрепление пройденного материала. В дидактической игре «Назови и покажи» я называю какое - то действие, а дети называют соответствующий орган и показывают его. С помощью таких игр, как «Полезно - не полезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный - синий» подводила к пониманию того, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Так же я предлагала детям проблемные ситуации. Обсуждая их, дети методом проб и ошибок делали выводы о важности здорового образа жизни для человека.
Важным условием воспитания и развития ребенка стало создание валеологически-развивающей среды в группе. Организационный процесс по формированию здорового образа жизни в большей степени ориентирован на индивидуализацию воспитания и развития ребенка. Этот процесс валеологического сопровождения ребенка включает в себя профилактические мероприятия: воздушно-водные процедуры, хождение босиком по массажным дорожкам, самомассаж, утренняя и бодрящая гимнастика, после сна полоскание зева соляным раствором, дыхательная гимнастика по Скраупу-Сережникова, закаливающие воздушные ванны для тела, растирание сухой перчаткой и др. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, коррегирующей и бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены центры здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, растениями, приносящими человеку пользу. В центрах большое внимание уделяю работе с наглядным материалом. Для этого в «Уголок здоровья» вношу различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов. Создавая валеологическую среду в групповой комнате, я хочу научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то я в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия. Я стараюсь поддерживать активность ребенка в процессе воспитания валеологической культуры, обеспечиваю активность и самостоятельность самого ребенка.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:
• индивидуальное консультирование родителей старшей медсестрой;
• изготовление папок - передвижек, в которых предлагаются диагностические материалы и рекомендации;
• семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;
• осмотр детей врачами – специалистами;
• устные рекомендации педагогов.
В дальнейшей своей работе по данной теме я наметила следующие задачи:
• развивать эмоционально- комфортную взаимообогащающую атмосферу в группе
• освоить педагогическую диагностику, как основу для проектирования педагогического процесса.
Думаю, что работая над данной темой, я содействую становлению валеологической культуры человека, помогаю обретать детям опыт здравотворчества, здорового образа жизни. Стараюсь, чтобы этому содействовала согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, среда, с которой взаимодействуют дети.