МААМ-картинки

Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий

Елена Двурекова
Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Выдающийся педагог - реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотрят, они позаболевали бы всевозможными болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Под этим девизом я начала свою работу с детьми по теме: «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий». Определяя эту тему, я руководствовалась тем, что проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим я уверена, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» размещена в разделах

Исходя из этого, я конкретизировала задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

1. Формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

3. Становление валеологической компетентности ребенка, как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

В своей работе по теме: «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» мною был разработан перспективный план на два года. При составлении плана своей работы я руководствовалась Федеральными и парциальными программами:

«Формирование здорового образа жизни» под ред. Ю. Ф. Знановского,

«Я - человек» под ред. С. А. Козловой,

«Основа безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, «Познавательное развитие» под ред. В. М. Волчковой,

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Я так же использовала передовой опыт педагогов центра развития ребенка, который публикуется в журналах: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч» и др.

Над темой «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» я работала с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Занятия начинала с того, что познакомила детей с особенностями тела человека. Просила их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Так же около зеркала ребятам предлагала изобразить, как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан. На занятиях использовала моделирование ситуации, цель которой - в реальных условиях показать, что здоровый человек - это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.

Используя схемы, обучала детей правильной чистке зубов, а так же различным видам гимнастики: пальчиковой, артикуляционной, корригирующей, гимнастики пробуждения. Учу выполнять игровой массаж и самомассаж. Организуя работу, стараюсь показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаю дидактические игры на закрепление пройденного материала. В дидактической игре «Назови и покажи» я называю какое - то действие, а дети называют соответствующий орган и показывают его. С помощью таких игр, как «Полезно - не полезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный - синий» подводила к пониманию того, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Так же я предлагала детям проблемные ситуации. Обсуждая их, дети методом проб и ошибок делали выводы о важности здорового образа жизни для человека.

Важным условием воспитания и развития ребенка стало создание валеологически-развивающей среды в группе. Организационный процесс по формированию здорового образа жизни в большей степени ориентирован на индивидуализацию воспитания и развития ребенка. Этот процесс валеологического сопровождения ребенка включает в себя профилактические мероприятия: воздушно-водные процедуры, хождение босиком по массажным дорожкам, самомассаж, утренняя и бодрящая гимнастика, после сна полоскание зева соляным раствором, дыхательная гимнастика по Скраупу-Сережникова, закаливающие воздушные ванны для тела, растирание сухой перчаткой и др. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, коррегирующей и бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены центры здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, растениями, приносящими человеку пользу. В центрах большое внимание уделяю работе с наглядным материалом. Для этого в «Уголок здоровья» вношу различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов. Создавая валеологическую среду в групповой комнате, я хочу научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то я в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия. Я стараюсь поддерживать активность ребенка в процессе воспитания валеологической культуры, обеспечиваю активность и самостоятельность самого ребенка.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:

• индивидуальное консультирование родителей старшей медсестрой;

• изготовление папок - передвижек, в которых предлагаются диагностические материалы и рекомендации;

• семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;

• осмотр детей врачами – специалистами;

• устные рекомендации педагогов.

В дальнейшей своей работе по данной теме я наметила следующие задачи:

• развивать эмоционально- комфортную взаимообогащающую атмосферу в группе

• освоить педагогическую диагностику, как основу для проектирования педагогического процесса.

Думаю, что работая над данной темой, я содействую становлению валеологической культуры человека, помогаю обретать детям опыт здравотворчества, здорового образа жизни. Стараюсь, чтобы этому содействовала согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, среда, с которой взаимодействуют дети.

Публикации по теме:

«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру» В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, стала развиваться валеология - наука о здоровом человеке. Концепция данной.

Проект «Растим здорового ребенка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 12:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового образа жизни посредством оздоровительных и познавательных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Двурекова (УИ 264189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД