Фатима Хагасова
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
Хагасовой Фатимы Хазраиловны
Содержание
1. Введение.
2. Аналитическая часть.
2.1. Механизмы реализации.
2.2. Формирование УУД на основе развития навыков исследовательской работы.
3. Характеристика профессиональной деятельности в соответствии с критериями и показателями оценки уровня качества.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов» размещена в разделах
3.1. Критерии I. Стабильные результаты учебных достижений обучающихся в динамике за последние три года.
3.2. Критерии II.Стабильные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
3.3. Критерии III. Создание учителем условий приобретения обучающимся позитивного социального опыта.
3.4. Критерии IV. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
3.5. Критерии V. Наличие собственной методической системы учителя.
3.6. Критерии VI. Непрерывность профессионального развития учителя.
1. Введение.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить» А. Дистер
Глубокие социально- экономические преобразования в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Мое убеждение, что ребенок- главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Главное качество современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Значимыми качествами учителя считаю : ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.
Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизацию, саморазвитие, саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо : поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Считаю, главное качество современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Значимыми качествами учителя считаю : ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.
2. Аналитическая часть.
2.1. Механизмы реализации.
Изменения, происходящие в содержании современного образования за последние десятилетия и связанные с переносом с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения и формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой изменения в системе обучения и воспитания учащихся начальных классов. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик. А ребенок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Все, что он слышит, видит и чувствует должно приносить ему радость, вызывать интерес. Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы использую не только разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, но и различные средства обучения.
Использую не только средства обучения, которые побуждают ученика к воспроизводящей, репродуктивной, деятельности, но и позволяют включать его в поисковую деятельность, обеспечить обратную связь «ученик – учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Готовясь к уроку, ставлю себе цель вызвать у детей интерес к изучаемому, создать условие максимально раскрывающие творческие способности детей. Свои уроки я сопровождаю демонстрацией фото и видео материалами по теме урока. Все это позволяет мне провести уроки и внеурочные мероприятия на высоком эмоциональном, эстетическом и профессиональном уровне, что позволяет максимально заинтересовать учащихся в процессе обучения и воспитания. На уроках использую яркую, красочную презентацию с занимательной анимацией, где каждый ученик принимает активное участие. ИКТ способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, развитие информационной грамотности.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа :
- ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающую технологию.
2.2. Формирование УУД на основе развития навыков исследовательской работы.
Как правило, дети приходят в школу с огромным желанием учиться. Моя задача – удержать в них эти чувства радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые их там ждут. В связи с этим провожу в классе исследовательскую работу по своей выбранной теме.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации, учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
3. Характеристика профессиональной деятельности в соответствии с критериями и показателями оценки уровня качества.
3.1. Критерии I. Стабильные результаты учебных достижений обучающихся динамики за последние три года.
Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас», Всероссийские дистанционные конкурсы по предметам (математика, русский язык, окружающий мир). Получала благодарственное письмо за организацию в конкурсах.
В своей работе использую тесты. Ребятам это очень нравиться. Тесты позволяют наиболее полно и достаточно быстро получить объективные результаты обучения, своевременно корректировать учебный процесс и организовать более эффективно индивидуальное обучение детей. Индивидуальный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свой возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.
В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. Веду кружки: «Умелые ручки», где дети развивают творческие способности, выдумку, внимание, память, точность и аккуратность в работе, повышаю любовь к труду. «Азбука Добра» на этих занятиях прививаю любовь к природе, сопереживание, сочувствие к близким, товарища, повторяем правила поведения в общественных местах. Цель моих занятий раскрыть способность каждого ученика. Учу детей собирать информацию из разных источников. Хожу вместе с ними в школьную библиотеку, показываю и рассказываю, как и где искать необходимую информацию. Так с группой детей искали красивые стихи местных поэтов к конкурсу чтецов. На классном часе посвященному Дню матери, в паре собирали пословицы о матери. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4 классов.
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы».
Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности.
Родительские собрания, внеклассные мероприятия, открытые уроки посещают все родители.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем классе.
3.3. Критерии III. Создание учителем условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
В современной школе значительное внимание уделяется созданию условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.
Необходимо смещение акцентов со знания на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)
Поэтому я планирую:
• разработать задания, направленные на формирование универсальных учебных действий для всех учебных предметов.
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини-проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на классном и школьном сайте);
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
В моей работе использую различные формы: беседы, ролевые игры, встречи с компетентными людьми, экскурсии, акции. Мы участвуем в акциях по уборке территорий в школе. Зимой участвуем в акциях «Помогу пернатым друзьям».
3.4. Критерии IV. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно. И им это нравится. Каждый из них старается как можно больше добавить в свою «копилку» знаний. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы интернета позволяют найти дополнительный материал к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации. К примеру, мной был проведен открытый урок и внеклассное мероприятие, где все материалы были взяты из сети.
Одной из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в эти годы у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
3.5. Критерии V. Наличие собственной методической системы учителя.
За немалый срок своей педагогической деятельности в достаточно полной мере освоила содержание учебных программ, различных образовательных систем, частных методик обучения.
Как учитель работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, формирование любознательности». Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.
Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.
Задачи:
- сделать процесс познания привлекательным;
- создавать ситуацию успеха на уроках;
- развивать желание и умение учиться;
-формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.
Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.
Внеурочная деятельность.
Личностно-ориентированные технологии Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха.
Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Исследовательские технологии Обучение через «открытие»
Проблемное обучение, метод проектов Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт,
исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.
Информационно – коммуникативные технологии Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.
Наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
3.6. Критерий VI. Непрерывность профессионального развития учителя.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, особую роль я отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными, ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, мониторинг достижения учащихся.
В целях профессионального развития прошла курсы по следующим темам:
1. В 2006 году Свидетельство о повышении квалификации по теме «Организация и содержание работы по современным педагогическим технологиям»
В объеме 120 ч. ИПК и ПРОКБР
2. В 2007 году Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника».
В объеме 72 ч.
3. В 2011 году Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме «Внедрение стандартов нового поколения в начальное общее образование» В объеме 72 ч. ИПК и ПРОКБР.
4. В 2011 году Сертификат курсов повышения квалификации по теме «Инновационные педагогические технологии – УМК перспективная начальная школа» В объеме 24 ч. ИПК и ПРОКБР.
5. В 2013 году Сертификат КБР Центр дистанционного обучения г. Терека по теме «Методика использования учителем- предметником интерактивной доски» В объеме 36 ч.
6. В 2014 году Сертификат участника по теме: «Актуальные задачи введения ФГОС НОО и пути их решения средствами УМК «Школа России» В объеме 8 ч. В ИПК и ПРОКБР.
7. В 2014 году. Удостоверение о повышении квалификации по программе: «Реализация ФГОС средствами вариативных УМК» В объеме 108 ч. В ИПК и ПРОКБР.
В 2014 была награждена Грамотой ГКОУ «ОШИООО №8» г. п. Терека за самоотверженный труд и личный профессиональный вклад в обучение, и воспитание подрастающего поколения
В перспективе моей дальнейшей педагогической деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников. Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты.