Татьяна Кунгурцева
Самоанализ педагогической работы учебный год воспитателей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
В течение 2020-2021 учебного года весь воспитательно – образовательный процесс с детьми нами строился на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой».
Вся наша педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, овладению детьми ключевыми компонентами в условиях детского сада.
Публикация «Самоанализ педагогической работы учебный год воспитателей подготовительной группы» размещена в разделах
Освоение воспитанниками образовательной программы по областям прослеживается в динамике роста результатов. Сравнительный анализ уровня развития детей группы можно отследить в мониторинге, который проводится с детьми 2 раза в год в сентябре и мае месяце.
В этом учебном году в подготовительной группе 25 детей от 6 до 7 лет. Согласно результатам итогового мониторинга, достигнуты высокие результаты освоения программы детьми, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
В ходе проведения мониторинга у детей было выявлено, что дети любознательные, отзывчивые, обладают навыками самообслуживания. На начало учебного года у некоторых детей наблюдалось отсутствие навыков и умений по некоторым образовательным областям.
К концу учебного года наблюдается повышения уровня знаний по всем образовательным областям.
Интеграция образовательных областей представлена «Познавательным развитием», «Социально – коммуникативным развитием», «Речевым развитием», «Художественно – эстетическим развитием», «Физическим развитием».
Образовательную область «Речевое развитие» реализовывали через формирование словаря, обучения звуковой культуре речи, работали над грамматическим строем и формированием связной речи детей. При этом учитывали особенность словарного запаса и возможности ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовали все режимные моменты и бытовые ситуации.
К концу года у детей значительно увеличился словарный запас, активизировалось употребление слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Многие дети научились выделять первый звук в словах, употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Хорошие результаты дети показали в пересказе содержания коротких художественных произведений, рассказе по картине, заучивании стихотворений наизусть.
Для реализации всех поставленных задач по данному разделу нами изготавливались и приобретались игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим, систематизировались картотеки, подборки иллюстраций и др.
На протяжении всего учебного года мы совершенствовали у детей умение выполнять действия с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, различать и называть времена года по внешним признакам, узнавать и называть время суток, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание мы уделяли развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев, учили детей усидчивости, что крайне необходимо при подготовке летей к школьному обучению, последовательности в выполнении задания, пониманию причинно-следственной связи между предметами. Мы учили детей поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения.
В непосредственно образовательной деятельности учили детей рассматривать образец, выделять в нём части, определять, из каких деталей он выполнен, развивали умение ориентироваться в пространстве.
Дети различают предметы по форме, величине; знают, из каких частей составлена группа предметов, называют их характерные особенности (цвет, форму, величину). Многие дети могут ориентироваться в окружающем их пространстве.
В результате проведения ежедневных наблюдений в природе дети познакомились с сезонными изменениями в природе, научились различать и называть времена года. Через использование в работе игр «Когда это бывает?», «Опиши, я отгадаю?», «Что сначала, что потом?», «Так бывает или нет?», «Времена года», «Животные», «Растения» - закрепляла полученные знания и представления детей о мире природы.
Уделяли внимание расширению представлений детей об окружающем мире: учили различать и называть виды транспорта, знакомила с правилами поведения в общественных местах. С этой целью проводили беседы, организовывали рассматривание сюжетных картинок, на которых дети не только знакомились с правилами поведения, но и учились оценивать ситуацию. Через использование игры «Профессии» продолжала знакомить детей с трудом взрослых, результатом их труда, воспитывала уважение к труду взрослых.
В течение года у детей мы развивали желание и интерес к рисованию, поэтому все дети с удовольствием занимаются продуктивными видами деятельности. Мы продолжали учить детей навыкам владения разнообразными средствами и методами рисования (карандашом, кистью, гуашью и мелками; мазок, линия, вертикальные и горизонтальные прямые и волнообразные линии). Знакомила детей с нетрадиционными техниками рисования: ватными палочками, пальчиками рук.
На занятиях лепкой дети создавали образы разных предметов и игрушек, объединяли их в коллективную композицию, умеют использовать многообразие усвоенных приемов.
В аппликации продолжали учить детей правилам пользования ножницами, вырезать предметы прямой и округлой формы, аккуратно наклеивать изображения предметов, составлять узоры, композиции.
Социально – коммуникативное развитие детей реализовывалось нами через проведение тематических бесед, игровых ситуаций, проигрывание этюдов, имитации движений. У детей формировали доброжелательность, отзывчивость, умение отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить, побуждала детей к взаимодействию друг с другом и с незнакомыми взрослыми. Развили у детей способность видеть разные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев). Уделяли внимание безопасности жизнедеятельности детей в течение дня в помещениях и на прогулке, при прослушивании сказок, рассматривании картин и предметных карточек, знакомили детей с основами безопасного поведения в быту, в социуме, в природе. На протяжении всего года учили соблюдать правила поведения во время игр с песком, водой, с мелкими предметами.
Дети получали элементарные представления о человеке: о себе, о мальчиках и девочках, близких родственниках, знакомились с частями тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Воспитывала в них чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учили быть внимательными к указаниям взрослых.
Большую роль уделяли развитию нравственных качеств личности и патриотическому воспитанию каждого ребенка.
Для обеспечения условий физического развития детей шестого года жизни, мной осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребенку. За детьми в течение года был предусмотрен полноценный гигиенический уход, четкое выполнение режима, охрана жизни и нервной системы, предупреждение утомления и травматизма, развитие двигательных навыков. Учили детей играть в коллективные подвижные игры. Продолжали в течение года формировать у детей навыки самообслуживания, взаимопомощи.
В своей работе применяем разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приё мы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты, метод проблемной ситуации, поисковой деятельности и т. д.
В группе нами организована предметно-пространственная среда. Она носит развивающий характер.
В соответствии с возрастом детей, их индивидуальными потребностями организованы игровые зоны. Имеется обучающий и развивающий материал: дидактические игры, макеты, кукольные театры, костюмы, маски; представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т. д. Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр.
Ежедневно мы стараемся поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создаем благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Стараемся установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес посещению детьми детского сада.
Работа с семьей
Стараемся всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата.
В ходе учебного года были поставлены цели и задачи: объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
Распространять педагогические знания среди родителей;
Оказать практическую помощь в воспитании детей;
Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы : адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
В приемной группы оформлен родительский уголок, стенды «Для вас родители», «Уголок здоровья», «Рекомендации педагога», папки-передвижки, где помещались информация для родителей, и рекомендации, а также выставки работ детей по художественному творчеству.
В течение года проводилось консультирование родителей по успеваемости детей и другим актуальным проблемам, родительские собрания, постоянно обновлялся материал в родительском уголке в соответствии с сезоном, затрагивались темы безопасности, оздоровления и закаливания детей. Использовался метод анкетирования по выявлению проблем, актуальных вопросов. Семьями были изготовлены множество поделок к выставкам, совместно проводились акции, досуги, праздники, развлечения.
Дети нашей группы совместно с родителями активно принимали участие в конкурсах, проводимых в рамках ДОУ, на муниципальном, всероссийском, международном уровнях:
-Конкурс новогодних композиций «Сказка на окне»;
-Конкурс рисунков и поделок к новогоднему утреннику «Новогодняя сказка»;
-Оформление группы к Новому году;
-Участие в международном конкурсе имени Л. С. Выготского;
-Всероссийский конкурс детского рисунка «Моя Россия»;
-В конкурсе зимних участков (построили горку, крепость);
-Конкурс детских рисунков «Хочется мальчишкам в армии служить»;
-Муниципальный конкурс чтецов «Память сердца»;
-Муниципальный конкурс «Вот такие разные кошки»;
-Конкурс детских рисунков «Мама-солнышко мое»;
-Всероссийский конкурс «Дружок», номинация «Маленькие вундеркинды»);
-Конкурс рисунков в ДОУ «Космос»;
-Всероссийская акция «Мечта о космосе»;
-Конкурс чтецов «Стихи, опаленные войной»;
-Конкурс рисунков, посвященных 9 мая;
-Конкурс «Театральные подмостки»;
-Майский марафон «Оказание первой помощи в образовательной организации»;
-Акция «Шестая глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН 2021»;
-Конкурс «Окна победы»;
-Оформление окна «До свидания, детский сад!»;
-Акция «Спасибо деду за победу!».
-Провели открытые занятия на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны!», «Профессия опасная, профессия прекрасная. Пожарный»;
-Публикации на МААМ;
-Участвовали в вебинаре «Педагоги России»;
-В семинаре «Образовательный потенциал среды ДОО: коммуникация взрослого и ребенка»;
-Приобрели игрушки и развивающие игры.
В дальнейшем планируем продолжить работу по профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, а также созданию благоприятного психологического микроклимата в группе и в работе с семьями воспитанников, изучению новых технологий и методик в воспитании и обучении детей. Повышению своей педагогической компетентности.