Прилепко Евгения Александровна
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет.
Приоритетным направлением в детском саду является работа по формированию у детей потребности и мотивации к сохранению и укреплению здоровья посредством здоровье формирующих технологий в соответствии с ФГОС (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1115 «Об утверждении ФГОС ДОУ»)
Образовательное пространство развития современного дошкольника включает в себя пять областей:
- физическое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы» размещена в разделах
- Познавательное развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Речевое развитие.
Образовательная область «Социально – коммуникативного развития» направлена на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач : развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Проблема общения между детьми актуальна, так как с поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап его эмоциональном развитии. Детский коллектив является мощным побудителем проявления нравственных эмоций и накопления социального опыта, только в ходе общения с другими людьми ребенок способен выражать определенное отношение к окружающим и самому себе.
Эмоции играют важнейшую роль в жизни детей, они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации (страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности). Ребенок грустен или разгневан – значит у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит в его мире все хорошо). Эмоции ребенка – «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Психологи определили и классифицировали эмоции. Существует 6 основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Поэтому взрослый должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Санаторную группу круглосуточного пребывания, где я работаю, посещают дети из неблагополучных семей, дети, родители которых много работаю. Родители в таких семьях считают, что создают детям условия: дети одеты, накормлены, у них есть игрушки. Но, как правило, в таких семьях не уделяется должного внимания эмоционально – нравственному благополучию ребенка. Поэтому в группе много раздражительных детей, испытывающих различные страхи, не умеющих налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, сочувствовать, сопереживать другим людям, дети не уверены в себе, у них занижена самооценка. Поэтому в группе остро встал вопрос о том, как помочь детям адаптироваться в детском саду, научить их испытывать положительные эмоции.
Целью моей работы стало расширение и обогащение эмоционально – нравственного опыта и навыков общения у детей дошкольного возраста через позитивное влияние игры.
Я стала стремиться к решению следующих задач :
1. Формировать адекватную эмоциональную реакцию на явление окружающей действительности.
2. Формировать умение управлять своими эмоциями, умение различать базовые эмоции: радость, гнев, печаль, удивление, страдание и др.
3. Уметь вступать в контакт в различных коммуникативных ситуациях, объяснять, высказывать свое мнение, выражать свои желания, чувства, эмоции.
4. Развивать выразительность речи и самостоятельного словесного творчества.
5. Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками в ходе игровой деятельности.
6. Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
Только в единстве с семьей по-настоящему можно обеспечить эмоциональное обогащение ребенка.
Поэтому начинаю работу со знакомства с семьей: провожу анкетирование, беседы с родителями, выясняя какие условия дома, как к ребенку относятся взрослые, какие характерные взаимоотношения, с кем больше он общается. Убедилась, что даже благополучные семьи нуждаются в квалифицированных советах педагога. Для этого провожу индивидуальные консультации: «Ребенок поступает в детский сад», «Стресс и здоровье», «Общение это искусство», «Рецепты избавления от гнева» и др. Советую родителям участливо разговаривать с ребенком, играть с ним, ласкать его.
Регулярно на родительских собраниях советую, какие сказки необходимо читать детям, зачем рассказывать сказки, как окунуться в мир эмоций. Убеждаю родителей, что для обогащения эмоционально – нравственного опыта и навыков общения их детям необходимо регулярно посещать детские театры, представления, цирк, совершать экскурсии по городу, устраивать дома небольшие представления, инсценировки, праздники для детей.
Использование компонентов предметно – пространственной среды в формировании дошкольной любознательности осуществляется по средствам наглядных пособий.
Приемная: «Уголок именинника», Постоянное функционирование стенда с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, «Набор именинника» «Новости дня». Сообщение темы дня, проектная информация по теме.
Папки - передвижки по всем лексическим темам с рекомендациями для родителей о этапе развития ребенка.
Уголок «Добрые дела», поощрение родителей за помощь группе и детскому саду.
Уголок «Здоровячок» информация по профилактике заболеваний для родителей.
Уголок «Искусство». Находятся индивидуальные рисунки, поделки детей; индивидуальная папка для работ детей; все работы подписаны, оформлены персональные выставки работ.
Групповая.
«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (рисунки, поделки из разнообразных материалов).
Центр природы.
Папки, книжки, журналы, картинки о живой и неживой природе, природный материал для творчества, календарь природы где дети отмечают погоду, комнатные растения и оборудование для ухода за ними, «огород на окне», «поделки и рисунки по временам года».
Центр сенсорики.
Обоняние – саше с ароматическими веществами, ароматические свечи, баночки с ароматизированными веществами (ванилин, корица, кофе и т. д.).
Слух – магнитофон для записи и прослушивания, электронные музыкальные инструменты, шумовые предметы (пластмассовые баночки с разными наполнителями – крупы, горох, камешки и др.).
Зрение – иллюстрации, книги для рассматривания, трафареты, лекало, ножницы, бумага для рисования, пазлы, калейдоскопы.
Тактильные ощущения – контейнеры с материалами разной фактуры, целостные и состоящие из отдельных частей, поддоны с разными наполнителями – горох, мелкая галька, манка, мелкие отходы шерстяной пряжи.
Уголок математики. Доски с прорезями для подбора геометрических фигур, букв, цифр, овощей, фруктов. Дидактические игры направленные на определение размера, формы, цвета и его назначения, принадлежности, счеты, цифры.
Дидактические игры для усвоения счета и цифр, определение геометрических форм, блоки «Дьенеша», доска мел, лото и др.
Физкультурный уголок для стимулирования двигательной активности. Мячи разнообразной величины и материала, перчатки и мячи с липучками для координации движения, скакалки, обручи, флажки, гимнастические ленты, кегли, кольца, баскетбольное кольцо, книжки – малышки о спорте и гигиене.
Экспериментальный уголок. Песок и вода, оборудование для опытов, микроскоп, материалы разной плотности (металлические, резиновые, пластмассовые, цветные стекла, линейки, записи суждений, наблюдений, зарисовка экспериментов ребенка.
Оборудованы уголки для сюжетно – ролевых игр: «Врачебная помощь», «Супермаркет», «Дом», «Салон красоты», «Стройка», «Автопарк», и др., одежда для ряжения ребенка, головные уборы.
«Библиотека». Находятся авторские книги, истории, рассказы ребенка под запись воспитателя, индивидуальные блокноты детей, схемы составления слов, подборка книг с крупным шрифтом, понятными и красочными иллюстрациями.
Развивающий центр «Настроение». Карточки настроения, пиктограммы, «Барометр настроения», каталог дидактических игр: игры на определение эмоций ребенка, персонажей сказок; игры по подбору мимики, жестов, позы; зеркало; карточки – схемы (мимика, жесты, позы); игра по готовому сюжету, игра «Определи эмоции».
Развивающий центр «Театр». Кукольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр, театр кукол «Бибабо», ростовые куклы, атрибуты героев сказок, костюмерная, магнитофон, ширма, декорации.
Развивающий центр ПДД. Макет дороги, светофор, наглядный материал о правилах дорожного движения, машины разного размера и спец назначения, дидактическая игра «Правила дорожного движения», дорожные знаки, карточки знаки дорожного движения.
Все центры развития в группе трансформируемы, мобильны, вариативны в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Для передачи различных эмоциональных состояний в жестах, мимике, движениях, использую этюды: «Я обижен», «Я радуюсь», «Мне грустно» и др.
Для развития эмоциональной сферы и навыков общения у детей использую различные методы и приемы :
- проведение игр драматизаций;
- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
- проведение нравственно – этических бесед, направленных на развитие этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
- игровая психогимнастика;
- игровые импровизации;
- игровые упражнения, игры с правилами (подвижные, музыкальные, сюжетно – ролевые игры);
- свободное и тематическое рисование, лепка, работа с фотографией;
- просмотр кукольных спектаклей;
- наблюдение;
- использование музыки;
- моделирование;
- наглядность.
Считаю, что наиболее эффективным средством развития эмоционально – нравственного опыта дошкольника является игра – игровая драматизация (Л. П. Стрелкова, Н. А. Сорокина, игровая психогимнастика (М. И. Чистякова, игровые импровизации (Г. Барднер, И. П. Воропаева, игровые упражнения.
Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.).
Развивая эмоционально нравственную сферу детей, я использую комплекс психогимнастических игр и упражнений. Очередность введения игр определяется принципами постепенности и их последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения: «Назови себя» (учить представлять себя коллективу сверстников, «Позови ласково» (воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, «Волшебный стул» (воспитание умений быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова, «Передача чувств» (умение предать различные эмоциональные состояния невербальным путем, «Перевоплощение» (умение перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов, «Подарок другу» (развитие умений невербально описывать предметы, психогимнастика «Волшебный цветок» (умение выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе, «Свеча» (умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, «Солнечный зайчик» (воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви, ласки, и много другое.
Опыт показал, что сначала дети испытывают трудности в общении, замкнуты, робкие, неуверенные, не могут обратиться друг к другу, не умеют поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им выполнять задачи типа «Постройте вместе гараж и постарайтесь так вывести из него свои машины, чтобы не было столкновений». Уже через полгода дети научились выполнять аналогичные задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу. Однако, помимо названных позитивных сдвигов в поведении детей, наблюдаются некоторые несогласованные поведенческие реакции. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недостаточно. Поэтому пришла к выводу помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения. Для этого по образовательной области социально – коммуникативное развитие программы «Детство» составила тематический план.
Для развития эмоциональности и общительности детей провожу специально организованные игровые занятия, в ходе которых я не только помогаю детям решить их эмоциональные проблемы, развивать воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе, но получаю огромную радость от общения с детьми. Игровые занятия по развитию эмоционального мира и навыков общения провожу с детьми с 3-х летнего возраста как индивидуально, так и подгруппой. Основными принципами этих игровых занятий являются: поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности, установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций, положительного опыта общения, формирования доброжелательного отношения к ребенку сверстников через положительную оценку воспитателя его достоинств. Основными методами игровых занятий являются имитационные и ролевые игры, психогимнастика и художественно – эстетическая деятельность.
Подготовку к игровой драматизации провожу в несколько этапов. Вначале выразительно читаю произведение, провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание содержания и отдельных средств выразительности, например, С. Маршак «Котята». Можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?».
Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, использую проблемные ситуации: «Ты с этим согласен?», например, «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе?» (из сказки «Волк и семеро козлят»). «Почему вы так думаете?».
Имитационным движениям (сказочных героев) обучаю детей по двум образовательным областям: физическое и музыкальное развитие, в свободной деятельности. Передать характер персонажа помогает музыка. Например, после прослушивания грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваю у детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», прошу показать данный образ в движении. После этого предлагаю детям загадать друг другу загадки, путем имитации движений различных животных, при этом учу детей подмечать различия в том, как один и тот же образ передают разные актеры. («Чем отличается «лиса Лиза» от «лисы Вики»).
По результатам педагогической диагностики по выявлению уровня развития эмоционально – нравственной сферы и навыков общения детей дошкольного возраста через позитивное влияние игры помогло мне в создании эмоциональной готовности детей и навыков общения, участвовать в различных видах деятельности, каждый ребенок эмоционально комфортно чувствует себя в группе детского сада. Дети стали более отзывчивы к окружающим людям, сверстникам, природе, обогатились их чувства, они способны пользоваться языком эмоций адекватно ситуации, регулировать свои чувства и поведение. Это проявляется в различных коммуникативных ситуациях: речь более эмоциональна, выразительна, появилось словотворчество, дети без труда высказывают свое мнение, даже застенчивые дети стали более активными в общении, объясняются со сверстниками в ходе игры. Дети научились переносить свои чувства в реальные ситуации, сформировался социальный опыт дошкольников.
Список литературы:
1. Л. П. Стрелкова Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
2. М. И. Чистякова. Игровая психогимнастика. – М., 1995 «Просвещение Владос».
3. Г. Барднер, И. П. Воропаева. Игровые импровизации. — М. : Сфера, 1993.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
5. Т. И. Бабаева Программа «Детство» Санкт Петербург, СПБ «Детство – Пресс – 2014г.