Оксана Тимищенко
Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: формирование элементарных экономических навыков и знакомство с
азами финансовой грамотности.
Задачи:
-Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
-Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
-Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
-Познакомить с термином «реклама».
-Познакомить детей с нравственными понятиями – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
-Учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
-оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
-повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
-участие в педсоветах, семинарах;
-повышение теоретического и педагогического уровня, компетентности по экономическому воспитанию дошкольников.
Родители:
повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.
Дети:
-знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги;
-знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
-в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
-проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство)
Основные формы реализации программы по самообразованию:
-Беседы.
-Игровые занятия.
-Дидактические игры.
-Моделирование ситуаций – тренингов.
-Чтение художественной литературы.
-Работа с родителями: досуги, беседы и консультации
Календарно-тематическое планирование НОД
По финансовой грамотности
Средняя группа
№ Месяц Тема Кол-во занятий
1 Сентябрь Занятие: «История копилки»
Беседа: «Что такое деньги?»
2 Октябрь Занятие: «Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»»
Беседа: «Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах"
3 Ноябрь Занятие: «Где что купить?»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин«»
4 Декабрь Занятие: «Профессии моих родителей»
Беседа: «Какие профессии есть в детском саду» (экскурсии)
5 Январь Занятие: «Семейные покупки»
Игра на внимание
6 Февраль Занятие: «Где живут деньги?»
Игра-спектакль «Денежкин домик»
7 Март Занятие: «Труд- основа жизни»
Беседа: «Кому что нужно для труда»»
8 Апрель Занятие: «Уважение к людям труда»
Беседа: «Как потопаешь так и полопаешь»
9 Май Занятие: «Экономика в сказках»
Беседа: «Экономика в сказках»