МААМ-картинки

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (4 фото)

Анна Зубенко
Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Фото «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

План работы по теме самообразования

на 2019-2020 учебный год

Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты

Сентябрь 1. Постановка проблемы. 2. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 1. Изучить литературу: Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

2. Провести диагностику для формулировки цели и задач. 1. Формулировка цели и задач работы над темой.

Октябрь 1. Доклад на тему: «Развитие ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики» 1. Тимофеева Е. Ю. ,Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 1. Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

Ноябрь 1. Посещение занятий коллег.

2. Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

1. Обмен опытом по проблеме. 1. Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».

2. Рекомендации и памятки для родителей по данной теме.

Декабрь 1. Работа над созданием методического банка 1. Изучение литературы:

«Энциклопедия

развивалок» под. ред.

Т. Решетник, Е. Анисина и

др. -М. :ООО

«ЭКСМО»,2011. 1. Методический банк

Январь 1. Тематическая подборка и составление картотеки пальчиковых игр.

2. Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. 1. Изучение литературы: Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. 1. Создание картотеки пальчиковых игр

Февраль 1. Работа над модернизацией комнаты.

2. Консультации для родителей. 1. Оформление уголков в группе.

2. Создание папки передвижки. 1. Благоустройство группы.

Март 1. Подготовка презентации «Пальчиковая игра как средство развития детей дошкольного возраста». 1. Изучение литературы: Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 1. Создание презентации.

Апрель 1. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. 1. Подбор методической литературы. 1. Создание плана.

Май 1. Отчет о проделанной работе на тему самообразования за учебный год. 1. Создание презентации по проделанной работе.

2. Фотоотчет. 1. Рекомендации педагогам.

2. Отчет.

План работы на 2019-2020 учебный год

Работа с детьми

Месяц Содержание Задачи

Сентябрь Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн»» Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Ноябрь «Пальчиковая гимнастика «Семья» Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка» Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»» Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра» Художник» Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка» Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе» Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь Игра «Веселые упражнения с карандашом» Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку» Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль Д/и «Массажный мячик» Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь» Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка» Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина» Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка» Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон» Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май Игра «Собери бусы» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики» Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Самообразование - фото

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Самореализация :

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

* Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

Этапы реализации

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме).

2. Организационно-диагностический

3. Результативный

Методы и формы работы:

• Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

• Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

• Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления сюжетно-ролевой игры)

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

• Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

• Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)

Предполагаемые итоги реализации:

1. Повышение уровня мотивации к развитию мелкой моторики пальцев рук.

2. Картотека пальчиковых игр.

3. Обобщение и распространение опыта.

Фото №1 Развитие ребенка

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «развитие мелкой моторики пальцев рук»

3. Исследовать эффективность использования мелкой моторики рук в процессе развития дошкольников.

4. Разработать картотеку «Мелкая моторика рук как средство развития детей дошкольного возраста»

5. Разработать картотеку пальчиковых игр для 1 младшей группы.

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 июня 2020 в 14:20
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зубенко (УИ 2156919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД