МААМ-картинки

Самообразование «Развитие слухового восприятия через прослушивание аудиозаписи»

Ольга Морозова
Самообразование «Развитие слухового восприятия через прослушивание аудиозаписи»

Слуховое восприятие — это.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т. е. с каким эмоциональным отношением.

Публикация «Самообразование „Развитие слухового восприятия через прослушивание аудиозаписи“» размещена в разделах

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще с множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.

Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т. е. безусловных рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого - начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания - поворачивает голову в сторону источника звука. Позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до б месяцев несет интонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного или неприятного) с помощью оттенков голоса.

В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т. п.). Так, ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие по звучанию слоги: ти-тъ или ки-къ. Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками.

Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки и звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И, по мнению исследователей речевого слуха детей (Ф. А. Pay, Ф. Ф. Pay, H.X. Швач-Л. В. Нейман, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается y взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их. Эти сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста, проведенное З. М. Истоминой, показывает, что уже в возрасте 4-5 лет они способны ставить перед собой сознательную цель запомнить, припомнить, хотя для этого «сама цель должна носить конкретный смысл и вытекать из самого существа задачи». Это обуславливает появление возможностей саморегуляции. Процесс саморегуляции, в том числе сенсомоторной, обеспечивается в основном вербальными средствами: оцениванием, планированием формулированием критериев успешности, самоинструкцией - при достаточном созревании лобных отделов головного мозга. Это связано с тем, что главным фактором опосредования любой психической деятельности является речь. Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею. Как считал Л. С. Выготский, речь становится универсальным средством воздействия на мир.

Аудиокниги как средство развития навыков речевого общения

Интенсивность использования речи для обмена информацией во многом определяется социально-культурными особенностями для заданной территориально-возрастной группы и индивидуальными особенностями отдельных личностей. В последнее время в области использования речи в обществе наблюдается ряд феноменов, несущих определенную опасность. К ним относятся заметное снижение способности молодежи воспринимать информацию на слух и связно красиво выражать свои мысли, появление так называемого «новояза», ведущего к алгоритмизации речи, и другие. Наряду с этими процессами, в последние несколько лет существенно вырос рынок профессиональных аудиокниг, которые в большинстве случаев представляют собой мастер-класс передачи информации в речи и тренинг аудирования.

Существует общепринятое мнение о том, что родители, которые дают своим детям аудиокниги для прослушивания, лишают их чего-то важного. Это может выражаться в сокращении времени, проводимого родителями со своими детьми, или лишение радости от чтения, но это неправда. Прослушивание аудиокниг с вашим ребенком может хорошо повлиять на развитие его способностей. Существует несколько причин, по которым детские аудиокниги являются отличным средством обучения.

Не все родители – заядлые читатели книг. Когда дети еще маленькие, родители обычно читают детям книги ближе ко сну. Для записи аудиокниги специально нанимаются профессиональные актеры. Их голоса обычно более приятные и спокойные, чем голоса обычных людей. Актеры проявляют большую увлеченность к рассказу. Родители проводят настолько много времени на работе, выполняя семейные и домашние обязательства, что обычно они сильно утомляются и уже не в состоянии читать книжки детям. Если дети слушают кого-то, читающего рассказ с энтузиазмом, они, вероятнее всего, воспримут суть рассказа намного лучше.

Хорошо составленная аудиокнига включает в себя музыкальное сопровождение и звуковые эффекты, соответствующие сюжетной линии рассказа. Это привлечет внимание ребенка и поможет им представить историю и образы лучше, обогащая таким образом свое творческое мышление. Они услышат слова, произносимые правильно, и их словарный запас начнет стремительно увеличиваться. Обычно родители не обращают должного внимания на аудиокниги, но они не понимают, что большинство популярных детских игрушек разговаривают и играют музыку точно так же, как эти книги воспроизводят звук; а ведь родители до сих пор продолжают покупать эти игрушки.

Необходимо развивать способности слухового восприятия у детей в раннем возрасте. Аудиокниги для детей снабдят их этим навыком. Дети понимают, что они должны быть внимательны, чтобы воспринять рассказ полностью, и это важный стимул для них, как только они начнут ходить в школу. Обучение слуховому восприятию в раннем возрасте посредством аудиокниг поможет повысить их внимательность для последующей жизни.

После того, как дети достигнут того возраста, когда они не будут слушать аудиокниги, они придут к мысли, что сами могут прочитать другие рассказы тех же самых авторов, если они заинтересованы в этом. Дети, которые смотрят кино или телепередачи, скорее всего, будет покупать книги с их любимыми героями. Аудиокниги действуют подобным образом. Дети захотят продолжить получать удовольствие от своих любимых героев и авторов. Во всяком случае, аудиокниги для детей помогут освоению чтения.

Аудиокнига (в современном понимании) — это озвученное профессиональными артистами и записанное на звуковой носитель литературное произведение.

Стоит ли давать своему ребенку слушать аудиокниги?

Давайте рассмотрим все за и против использования детских аудиокниг.

Преимущества прослушивания детских аудиокниг

1. Развитие навыка слухового восприятия.

Важным умением для ребёнка является умение воспринимать информацию на слух и концентрировать внимание. Этот навык пригодится ему не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни. Детские аудиокниги помогают этот навык развивать.

2. Аудиокниги способствуют развитию памяти у ребёнка.

После того, как малыш прослушает сказку, зачастую ему очень захочется поделиться ее содержанием с родителями. Пересказывая услышанное, малыш тренирует память.

3. Увеличение словарного запаса.

Аудиокниги для детей помогают в развитии речи. Актёры, читающие детские аудиокниги, обладают правильной речью и хорошо поставленной дикцией. Подражая им, ребенок учится говорить правильно. Кроме этого, при прослушивании аудиокниг увеличивается его словарный запас.

4. Развитие творческих и музыкальных способностей малыша.

Слушая аудиосказки в исполнении профессиональных актёров, ребенок начинает проявлять артистические способности. Некоторые аудиокниги содержат отрывки из классических музыкальных произведений, что развивает в ребенке музыкальность, хороший вкус и любовь к музыке.

5. Отсутствие нагрузки на глаза.

Современный ребёнок достаточно много времени проводит за учебниками, у телевизора и компьютера. Благодаря аудиокнигам ребенок знакомится с классической литературой, при этом сохраняя ясное и четкое зрение.

6. Удобство использования.

Прослушивание аудиокниг можно совместить с каким-либо другим занятием, например, рисованием или уборкой своей комнаты. Можно слушать аудиокнигу во время длительной поездки или коротая время в очереди.

Прослушивание аудиокниги во время путешествия является отличной идеей. Аудиокниги намного полезнее, нежели фильмы, поставленные на просмотр, пока вы в дороге с ребенком. Это может стать семейной традицией. Книгу можно приостановить, и вся семья может смело обсудить последующий ход развития событий или то, что они думают относительно определенных действующих лиц. Это будет совершенствовать навыки общения ребенка и будет прекрасным обучающим пособием для ребенка. Книги также помогут сблизить всю семью.

Но, к сожалению, в мире нет ничего идеального. Недостатки прослушивания детских аудиокниг

Недостатки прослушивания детских аудиокниг

1. Отсутствие навыка визуального восприятия информации.

Детские аудиокниги могут отбить охоту к чтению книг — привыкнув слушать, малыш перестанет читать. Умение воспринимать информацию на слух будет развито хорошо, а с визуальным восприятием могут возникнуть проблемы.

Совет: Можно попробовать убить двух зайцев одним выстрелом и совместить прослушивание аудиокниги с чтением книги обычной. Так ребенок будет воспринимать информацию и на слух, и визуально. Особенно это полезно, если ребенок испытывает трудности с одним из видов восприятия информации — второй вид будет как бы «на подхвате». Можно пользоваться этой методикой и при изучении иностранных языков.

2. Недостаток внимания со стороны родителей.

Работа отнимает много сил и времени, но важно найти для малыша полчаса в день и почитать ему сказку перед сном. Если ребенку придется выбирать между голосом диктора и голосом матери — можете быть уверены, он выберет мать.

3. Ухудшение слуха.

Злоупотребление прослушивание через наушники может привести к ухудшению слуха.

Совет: Выводить звук на колонки. При этом при умеренном использовании наушников никакого вреда от них нет.

4. Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящих средств звук заранее «статичен» и имеет постоянный источник.

Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой..

Помните! Детская аудиокнига должна не заменять чтение, а дополнять его. Не стоит использовать аудиокниги как способ отделаться от ребенка. И по возможности давайте ребенку слушать аудиокниги не через наушники, а через колонки; если вы все-таки используете наушники, они должны быть качественным.

Так что родители должны подумать дважды, прежде чем отбросить идею с прослушиванием детских аудиокниг. Ведь ребенок может извлечь много пользы от прослушивания подобных историй. Они приобретут ценные навыки мышления, слухового восприятия и навыки общения, которые сыграют большую роль в дальнейшей жизни

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению «Слова и фразы со звуком [З]» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ слабослышащим дошкольником МБДОУ «Детский сад № 39» города Ставрополя учитель-дефектолог Доровских Т. И. «РАЗВИТИЕ.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений» Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: -с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, -с другой стороны – восприятие.

Методические рекомендации «Экспериментирование со звучащими предметами как средство развития слухового восприятия у детей» Экспериментирование со звучащими предметами – это особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических.

Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение.

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ПОДПОРОЖСКИЙ.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта. Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Самообразование на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Самообразование. Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию Введение Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,.

Занятие по обучению произношению, развитию слухового восприятия с элементами фонетической ритмики «В магазине игрушек». Тема: «Автоматизация и дифференциация гласных звуков на слух и в произношении на материале изолированного звука, слога, слова. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие слухового восприятия через прослушивание аудиозаписи»
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 08:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД