Ольга Армеева
Самообразование воспитателя в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование воспитателя в дошкольном образовательном учреждении, как одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности
(содержание работы по самообразованию)
«Я чувствую себя вправе сказать:
«Да здравствует самообразование
Во всех областях.
Только те знания прочны и ценны,
Которые вы добыли сами,
Побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
Которое вы сделали сами!
К. И. Чуковский
Публикация «Самообразование воспитателя в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Потребность совершенствовать своё мастерство – это мотив, который формируется в результате осознания проблемы, возникающей в профессиональной деятельности.
Результат, к которому стремится каждый педагог это:
– рост профессиональной и методической компетентности, овладение современными педагогическими технологиями для более эффективной работы педагога.
Источниками информации могут быть:
– научная, методическая, правовая литература
– профессиональная информация, полученная через интернет (ИКТ)
– участие в методической работе ДОУ, МО
– участие в дистанционных конференциях, конкурсах, семинарах
– обмен опытом.
Работу воспитателя по самообразованию можно спланировать следующим образом :
– выбор темы (как правило, в её основе лежит проблема, над которой работает коллектив детского учреждения);
– постановка задач;
– определение работы по этапам;
– определение сроков выполнения каждого этапа;
– проведение разноплановых мероприятий в процессе работы над темой;
– выбор способов демонстрации результатов проделанной работы;
– создание отчёта о проделанной работе.
ЭТАПЫ
1. Диагностический – предусматривает формирование потребности в самообразовании, создание определённого настроя на самостоятельную работу, постановку целей и задач, анализ затруднений, самооценку подготовленности.
2. Плановый – на этом этапе осуществляется планирование работы по самообразованию.
3. Теоретический – во время этого этапа происходит теоретическое изучение проблемы, анализ и систематизация научно-методической литературы по выбранной теме, самооценка результатов.
4. Практический – на этом этапе производятся педагогические наблюдения, отбор и анализ педагогических факторов, апробация новых методик, организация и проведение практической работы с детьми, изготовление атрибутов и пособий.
5. Обобщающий – на этом этапе подводятся итоги, обобщается накопленный опыт, производится сбор отчётной документации, представляется презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседании методических объединений осуществляется оформление отчёта с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
6. Внедренческий – данный этап предполагает, что педагог в процессе дальнейшей работы использует свой собственный опыт и занимается его распространением. Результаты исследований представляются в следующих формах: доклады, выступления; публикации в периодических изданиях; разработка пакетов текстовых материалов в электронном виде; проведение мастер-классов, тренингов, семинаров.
Проблема организации системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, коррекции речевого и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями для нас всегда была и остаётся актуальной
Именно поэтому в своей работе стараемся использовать разнообразные методики и технологии, а так как речевое развитие является для нас приоритетным, то соответственно, этому направлению уделяем особое внимание.
Хочу поделиться опытом работы над темой : «Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР через театрализованную деятельность»
Срок работы над темой – 2 года.
Цель: теоретически обосновать и путём опытной работы выявить, что театрализованная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие речи детей с проблемами в развитии.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Изучить возможности различных видов театрализованной деятельности и их влияние на развитие речи у детей с ОНР.
3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду необходимыми атрибутами.
4. Собрать картотеку речевого материала для практического использования (пальчиковые игры, диалоги, сказки, упражнения с учётом лексических тем).
5. Представить свой опыт коллегам, родителям через публикации, консультации.
Это 1,2,3 этапы
4. Этап – практический. Очень важный этап и самый длительный по времени.
В процессе работы по формированию интонационной выразительности речи решаем следующие задачи:
– пополнять и активизировать словарь детей;
– закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работу над интонационной выразительностью речи;
– совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;
– воспитывать культуру речевого общения.
Особенно эффективна работа с пальчиковыми куклами. Персонажи театра стали верными друзьями и помощниками детей, они помогли им раскрепоститься, почувствовать себя спокойно и уютно.
Куклы не читают нравоучений, в нужный момент похвалят, а главное, всё, что нужно скажут за ребенка или вместе с ним.
Опыт свидетельствует: куклы помогают развить силу голоса (говорить тихо-громко, эмоциональную выразительность речи (говорить ласково, строго, жалобно, заискивающе, память, умение вести диалог, отвечать на вопросы.
Наш театр называется «Театр Петрушки». Петрушка любимец наших детей, он большой шутник, весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы, рассказывает им сказки, истории, разыгрывает небольшие спектакли, приводит гостей. Но ведёт себя не всегда наилучшим образом : может быть капризным, невежливым. Поучая и урезонивая Петрушку вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения (этические сказки).
Надо заметить, что полностью включаясь в игровые ситуации, дети воспринимают Петрушку, как живое существо. Так они спорят с ним, шутят, обмениваются потешками, дразнилками, но главное – никто друг на друга не обижается.
Терапевтические сказки, направленные на преодоление таких симптомо-комплексов, как тревожность, неуверенность в себе, застенчивость, рассказанные Петрушкой, также очень эффективны в работе с детьми.
«Грамматика в сказках и историях» помогает преодолеть наиболее характерные речевые ошибки.
Самый эффективный речевой материал – это стихотворные диалоги – дети принимают их хорошо, т. к. текст быстро запоминается, их можно объединить и разыграть целый спектакль
В изготовлении пособий, персонажей для спектаклей нам помогают родители. (на занятиях в нашей «Школе дошкольных наук» мы знакомим родителей с возможностями театрализованных игр, знакомим с технологией изготовления персонажей для спектаклей, затем показываем мини спектакли для детей и родителей группы.
Эффективность работы: из 9 выпускников 6 детей выпущены с чистой речью, а 3 детям рекомендованы занятия с логопедом в школе).
5 – 6 этап: обобщающий и внедренческий.
Обобщение опыта работы: - Интегрированное открытое занятие для учителей начальных классов «Петрушкины посиделки»;
- картотека диалогов для спектаклей;
- авторское пособие – «Театр башмачков».
Участие в конкурсах: ДОУ – «Лучший конспект сюжетно-ролевой игры», диплом I степени, «Играем в театр» - 2014год.
Международный конкурс «Педагогика инноваций – 2», диплом I степени – январь 2015года, публикация «Театр и дети».
Литература
1. ФГОС ДО
2. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина
на VI съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011г. – Premier.gov.ru/events/ news/15422
3. Приказ Минсоцразвития от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.