Получи документы

О воспитательном значении самообслуживания

Татьяна Белоногова
О воспитательном значении самообслуживания

Самообслуживание.

Одним из видов труда дошкольников является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда.

Публикация «О воспитательном значении самообслуживания» размещена в разделах

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

Цель: - «Формирование культурно-гигиенических навыков»

- «Формирование самостоятельности»

Методы формирования самообслуживания :

1. Показ действий

2. Подробные словесные объяснения

3. Последовательность выполнения действий

4. Результат выполнения

Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.

По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.

Что дает детям самообслуживание :

- меньшую зависимость от взрослого;

- уверенность в своих силах;

- желание и умение преодолевать препятствия.

Младшие группы:

Формируя у детей младших групп навык самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться.

Например: обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Также постепенно воспитатель приучает пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

В целях ознакомления с требованиями по самообслуживанию используют : занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художеств. произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Средняя группа.

В средней группе помимо закрепления раннее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

Поскольку дети к 5 годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказание взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье.

Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.

Условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в умения, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Анализ результатов труда, объективная оценка становятся эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для детей авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. В этом возрасте от детей уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Старшая и подготовительная к школе группы.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Например, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие дети учат младших следить за чистотой своего костюма, замечать в нем неполадки, учат умению подойти к взрослому и попросить устранить их. Дети старшего школьного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.

Таким образом и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первым из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.

Требование «Будь помощником сверстников и малышей» можно раскрыть примерно в таких правилах:

1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справится самому, или он что-то не умеет).

2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад, один не справится).

3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они также отнесутся к тебе).

4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).

Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Труд — естественная форма активности ребёнка.Труд — естественная форма активности ребёнка. Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не.

Труд как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре Слайд 1 Семинар проходил 29.11.13 на базе МБДОУ детского сада №71 «Незабудка» Слайд 2 Программа семинара 1. Реализация образовательной области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О воспитательном значении самообслуживания
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 19:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД