Григорьева Татьяна
Саморазвитие как условие профессионального становления педагога
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современной образовательной системы, все чаще звучит мнение о том, что основой любого образования выступает самообразование. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей деятельностью образования педагогов. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности педагога, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности воспитателя сегодня недостаточно просто работать в дошкольном учреждении и выполнять свои прямые обязанности. Для педагогической деятельности на современном уровне общественных требований необходимо постоянно обогащать и развивать свой профессиональный потенциал.
Публикация «Саморазвитие как условие профессионального становления педагога» размещена в разделах
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний.
Наиболее эффективным и продуктивным методом вовлечения педагогов в процесс повышения собственного профессионализма является аттестация педагогических работников. Аттестация педагогических работников стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Аттестация мотивирует и стимулирует педагога на совершенствование своей деятельности и, соответственно, способствует повышению качества образования. Цель аттестации – установление соответствия уровня профессиональной квалификации педагога качеству его педагогической деятельности.
Некоторые считают, что аттестация стимулирует педагога соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям лишь как форма внешнего контроля. Однако, вынуждена с ними не согласиться, так как не встречала на своем пути педагогов, которые не уделяют внимание своему самообразованию. «Случайные педагоги» не задерживаются в профессии.
На данном этапе аттестация педагогических работников приобрела наиболее удобный формат в нашем регионе. У аттестуемого педагога и эксперта по аттестации есть замечательная возможность общаться дистанционно благодаря имеющимся ссылкам в приложении, которое заполняет аттестуемый. Эксперт, выезжая на экспертизу, уже имеет представление о педагоге и его работе. Аттестуемому не стоит бояться показать своё мастерство и проявить творчество в момент экспертизы.
Профессиональное становление педагога в процессе аттестации возможно как обращение к внутреннему потенциалу, к его способности осуществлять самостоятельную творческую и поисковую деятельность, к переносу инновационных идей в собственное педагогическое пространство. Профессиональное становление рассматривается как процесс самореализации воспитателя в педагогической деятельности на основе наиболее полного использования своих творческих способностей и саморазвития в ходе квалификационной аттестации.
Анализируя свой опыт, воспитатель как бы снова проходит все этапы его развития, выявляет причины свои ошибок и недочётов в работе, старается их исправить. Таким образом, у педагога формируется своё педагогическое мастерство, развивается самокритичность. Квалификационная аттестация педагогических работников при реализации гуманистического подхода способствует усилению внутренней мотивации воспитателя к профессиональному становлению, стимулирует повышение им уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции.
Проанализировав разные точки зрения коллег на аттестацию, выслушав их мнения, можно сделать вывод, что процедура аттестации на квалификационную категорию дает стимул к качественной и творческой деятельности педагога, способствует саморазвитию, личностному и профессиональному росту.
Профессиональное становление представляет собой сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуально-своеобразную траекторию продвижения воспитателя от первой квалификационной категории к высшей.
В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Постоянное самообразование – вот тот определяющий аспект жизни современного педагога, который поможет не «отстать от локомотива современности».
Список использованных источников
1. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. Вып. 1 /Сост. Долгоаршинных Н. В. -М. : УЦ «Перспектива», 2012.136с.
2. Анташева Ю. Аттестация педагогических работников : новые правила. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029. (Дата обращения 13.09.2014 г.).